^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Программа интеллектуально-личностного развития дошкольников в информационном пространстве

Современный дошкольник живет в мире, отличном от того, в котором росли его родители, – в информационном обществе. Жизнедеятельность в информационном обществе требует от членов социума высокого интеллектуального уровня, информационной культуры и компетентности, творческой активности. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависят от способности учиться, ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять непрерывное образование.
Специфика жизни в условиях информационного общества изменяет сущностную основу различных сфер бытия человека, в том числе и образования. Актуальной задачей педагогики является изучение не только проблемы адаптации человека к современному обществу, присвоения им социальных культурных ценностей, подготовки к жизни в условиях информационной цивилизации, но и формирование у подрастающего поколения информационной культуры [219].

Психолого-педагогические условия моделирования информационного пространства как развивающей среды

Полноценное развитие дошкольников в условиях информационного пространства не может происходить само по себе – для этого необходимо соблюдение определённых психолого-педагогических условий, способствующих не просто поверхностному знакомству с современными информационными технологиями, а являющихся базисом для становления личности, обладающей достаточной информационной компетентностью. Проведённый анализ позволил нам выявить четыре основных педагогических условия моделирования информационного пространства как развивающей среды:
1) наличие информационно-образовательных средств;
2) готовность и способность педагогов и родителей к использованию информационно-образовательных средств;
3) готовность и способность дошкольников к использованию информационно-образовательных средств;
4) игровая форма представления материала.
Рассмотрим их детальнее.

СМИ как фактор формирования информационного пространства

Наряду с семьёй, значительное влияние на формирование и развитие индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста оказывают средства массовой информации. Как отмечает Д.А. Жукова, в начале XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, компьютерных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств хранения информации [76, с. 17–18]. Безусловно, это в полной мере относится не только к взрослым потребителям СМИ, но и к детям, в частности, дошкольникам. Поскольку речь идёт о целенаправленном влиянии на формирование информационного пространства, исследователи выделяют определённые методы воздействия на сознание в детских СМИ. Так, к основным методам, используемым в СМИ, Д.А. Жукова относит следующие:

Теоретические основы моделирования информационного пространства дошкольников

ГЛАВА 1. Теоретические основы моделирования информационного пространства дошкольников

1.1. Сравнительный анализ развития дошкольников 70–80-х гг. ХХ в. и современного периода

Серьёзные социальные изменения, произошедшие в обществе с середины прошлого века до наших дней, не могли не повлиять на становление и развитие новых поколений. Психологические, педагогические, социологические, культурологические исследования указывают на выраженные различия современных дошкольников и их ровесников второй половины ХХ в. Вместе с тем системный анализ таких различий на данный момент отсутствует. Так, Э.В. Сайко отмечает, что проблема специфики современного дошкольника, еще не сформулированная реально как научная проблема, задаваемая на концептуальном уровне, четко обозначилась как чрезвычайно актуальная в системе психологических, педагогических и социологических знаний на уровне осознаваемой значимости в силу накопления фактов реальных изменений его, которые наблюдаются исследователями в ситуации развития его в объективно создавшихся принципиально новых современных условиях, и особенности которых еще не раскрыты в должной мере. Встает и актуализируется задача-проблема раскрытия смысла и сущностных характеристик развития современного дошкольника, фиксируемых не только на результативном уровне – уровне приобретения психических новообразований, новых способностей, возможностей и потребностей и т.д. на этом этапе, но и в процессуальном плане в контексте исторического движения общества и при акцентировании внимания на структурно-содержательных конструктах процесса развития в онтогенезе в условиях отмеченных изменений [195, с. 3].