^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Дошкольное детство (4-6 лет). Часть 1.

дошкольное детство 4-6 лет

Оглавление.
1. Характеристика дошкольного детства.
2. Общение дошкольников со сверстниками.
3. Кризис 6-7 лет.
4. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
5. Развитие личности у детей дошкольников. Усвоение нравственных норм.
6. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.
7. Формирование личностных качеств у дошкольника.
8. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
9. Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет.
10. Тест "Уровень развития ребенка 4-5 лет".
11. Тест "Назови слова" (уровень развития речи).
12. "Какие предметы спрятаны в рисунке?"

 

1. Характеристика дошкольного детства.

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А. Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются, или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения.
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.
В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением "быть, как взрослый" и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

2. Общение дошкольников со сверстниками.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение с взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:
• богатство и разнообразие коммуникативных действий;
• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
• нестандартность и нерегламентированность;
• преобладание инициативных действий над ответными;
• небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, "невидимым зеркалом", в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

3. Кризис 6-7 лет.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения.
Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком "вклинивается" интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

4. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Одна из главных особенностей дошкольного возраста - развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися данным возрастным периодом.
Л. В. Выготский, который считал развитие произвольности одной из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания.
Изучая процесс формирования памяти и мышления, П.П.Блонский открыл этапы их генезиса в этом возрасте, показал их взаимосвязь, влияние друг на друга, а также проанализировал появление и развитие внутренней речи, и ее связь с мышлением и подражанием. Он писал о том, что в дошкольном возрасте память влияет на мышление и определяет его ход, поэтому для дошкольника думать и припоминать - сходные процессы. Начиная с младшего школьного возраста взаимоотношения мышления и памяти изменяются, и уже мышление влияет на запоминание - хорошо запоминается лишь то, что ребенок хорошо понял. Таким образом, мышление уже не зависит от памяти; наоборот, хороший уровень мышления может частично компенсировать недостатки механической памяти.
Словесно-логическое мышление, с точки зрения Выготского, как и другие высшие психические функции, проходит стадии "внешнего и внутреннего знака", т. е. процесс развития мышления, по Выготскому, выглядит следующим образом: наглядно-действенное мышление (натуральная стадия) - эгоцентрическое мышление (стадия внешнего знака) - словесно-логическое мышление (стадия внутреннего знака).
В своих экспериментах Выготский и его сотрудники доказывали, что внутренняя речь, тесно связанная с мышлением, появляется не одновременно с внешней, а значительно позже, в дошкольном возрасте, благодаря интериоризации эгоцентрической речи. С точки зрения Выготского, эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезают после 7-8 лет, а переходят во внутренний план
Исследования Ж.Пиаже привели его к выводу, что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. К 7 годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано исключительно с конкретными проблемами, в то время как формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту у детей формируется, помимо конкретного, абстрактное логическое мышление.
Для детей дошкольного возраста характерно наличие в более или менее развитом виде всех видов мышления, что делает особенно сложным его изучение. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтому и исследовать необходимо, прежде всего эти виды мышления. Тем не менее, хотя бы один тест на словесно-логическое мышление также необходим, так как важно знать, насколько интериоризован (т.е. перешел во внутренний план) процесс мыслительной деятельности и не возникают ли у ребенка ошибки именно при переходе мыслительной деятельности из внешнего плана (при образном и схематическом мышлении) во внутренний (при словесном мышлении), когда ему надо основываться только на словесно оформленных логических операциях без опоры на внешний образ предмета или его схему.
Таким образом, при диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение таких параметров, как уровень интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степень обобщения, произвольности и децентрации мыслительных операций.

Дошкольное детство (4-6 лет). Часть 2.

Дошкольное детство (4-6 лет). Часть 3.

Дошкольное детство (4-6 лет). Часть 4.

Дошкольное детство (4-6 лет). Часть 5.