^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Когнитивные особенности заикающихся и критерии восстановления их речевого общения

Н.Л. Карпова
доктор психологических наук, профессор Психологический институт РАО
Т.И. Пашукова
доктор психологических наук, доцент Московский государственный лингвистический университет
Определение факторов и критериев эффективности речевого общения связано с выявлением когнитивных и личностных свойств его субъектов. Данная проблема ставилась и обсуждалась многими учеными, однако существует ряд аспектов, определяющих ее актуальность на сегодняшний день. Остается открытым вопрос о роли и значении когнитивных и личностных факторов при восстановлении речевого общения у заикающихся.

Заикание – это один из распространенных видов неврозов, при котором нарушается базовая потребность человека в речевом общении. Данным недугом страдает 2,5 – 3,5% населения. В большинстве случаев заикание приводит к личностным изменениям, что делает проблему не только медицинской, но социально-психологической. Изменения личности сопровождаются появлением специфических особенностей функционирования психических процессов и их свойств, которые необходимо учитывать в реабилитационной работе.
Для решения проблем, имеющихся у лиц с логоневрозом в форме заикания, одной из самых эффективных является методика семейной групповой логопсихотерапии [8]. Традиция ее применения насчитывает несколько десятилетий [5; 8].
Cистема и методика семейной групповой логопсихотерапии отличается тем, что в ее процессе участвуют не только заикающиеся, но и их родители и родственники, поскольку проблемы заикания связаны с особенностями отношений с людьми, в первую очередь, с близкими [2].
В российской и западной психологии изучением различных аспектов речевого общения занимались многие ученые. В достаточной мере исследованы особенности речи в межличностном общении, что отражено в работах А.А. Бодалева, И.С. Зимней, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, Т.Н. Ушаковой, Л.П. Якубинского, Т.А. ванн Дейка, R. Harr и др. [7, с. 625, 633, 637, 639].
Исследование роли мотивации в социореабилитационном процессе
восстановления речи у субъектов с речевыми нарушениями проводились под руководством Н.Л. Карповой, Ж.М. Глозман и др.[2; 7, с. 483].
Однако многие вопросы, касающиеся деятельности когнитивной сферы и значения установки и ее особенностей у заикающихся, остаются еще не изученными. Установкой называется неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации.
Работы, посвященные структуре установки в общей и социальной психологии, позволяют выделить следующие уровни ее исследований: а) психофизиологический уровень; б) когнитивный уровень; в) социально-психологический [1].
Для выявления роли установки в социореабилитационном процессе у лиц с логоневрозом необходимы исследования разных ее уровней, но в первую очередь, важно уставить соотношение ее особенностей в системе когнитивных процессов с критериями повышения эффективности речевого общения.
У лиц с логоневрозом наблюдается ряд особенностей психических состояний, сформированных в результате трудностей говорения.
Невротический комплекс у них провоцирует ожидание речевого срыва, из-за чего заикающиеся чувствуют свою неполноценность и долго переживают неудачи говорения.
Коррекционный процесс восстановления речи предполагает учет индивидуально-психологических свойств заикающихся, таких как интровертированность, локус контроля, черты характера, особенности самооценки и уровня притязаний и других. Для повышения эффективности логопсихотерапии важно знать и специфику их когнитивных процессов.
Заикание не является изолированным речевым нарушением. Оно идет в синдроме специфических поддающихся коррекции мнестических, нейродинамических и двигательных нейропсихологических дефектов. Они отражают дисфункцию заднелобных и глубинных структур мозга [4]. Наиболее дефектным процессом у заикающихся является подготовка к произнесению слова, психофизиологическим индикатором которого выступает изменение мозговой локализации потенциала речевой готовности. Как показало проведенное А.А. Кисельниковым исследование на контингенте участников групп логопсихотерапии, заикание проявляется в сложно-распределенном динамическом паттерне как деактивационных, так и гиперактивационных корковых и подкорковых нарушений, сочетающемся с дефектами меж- и внутри-полушарных мозговых связей [4]. Кроме того, заикание идет в специфическом психологическом синдроме, связанном с повышенной тревожностью, логофобией и неадаптивными реакциями во фрустрирующих ситуациях [8].
Изменения работы мозговых структур у заикающихся по сравнению с нормально говорящими людьми позволяют сделать предположение об их влиянии на выработку установки и протекание мыслительных процессов, которое может определяться такими свойствами установки как чувствительность и фиксированность Вероятно, восстановление нормального речевого общения у лиц с логоневрозом сопровождается гетерохронностью проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установки.
Когнитивный компонент установки соотносится с мыслительной деятельностью. С точки зрения восстановления речи он включает в себя понимание заикающимися важности речевого общения и стремление усваивать образцы правильной и красивой речи
Эмоциональный компонент установки у заикающихся можно определять по экспрессивности и сонастроенности заикающихся с руководителями группы и с ее членами. Сонастроенность позволяет участнику более эффективно решать проблемы речевого общения с разными людьми.
Поведенческий компонент может иметь эмпирические референты в следовании определенным речевым правилам в различных ситуациях речевого общения. Видоматериалы работы с заикающимися позволяют проследить появление речевой готовности в мимико-пантомимических паттернах и отличаются у участников стремящихся восстановить свою речь и выработать навыки речевого общения.
Мы предположили, что речевая готовность у заикающихся во многом определяется особенностями их установки. Если фиксированность установки сильная, то это может способствовать воспроизведению заданных речевых образцов на первых этапах работы логопсихотерапевтической группы, но будет провоцировать появление ригидных форм речевого поведения на следующих этапах восстановления речевого общения
Для проверки предположения о ригидности мышления нами было проведено экспериментальное исследование при помощи методики A.S. Luchins и E.H. Luchins [10]. Целью его было определение степени чувствительности испытуемых к установке, выяснение особенностей ее фиксации и наличия гибкости или ригидности мышления
Эксперимент в группе, состоявшей из 18 заикающихся 10-32 лет,
показал, что у 17 членов группы чувствительность к установке сильная, причем у 16 человек одновременно выявлен высокий уровень ее фиксации. Ригидность мыслительных процессов обнаружена у 14 из 18 испытуемых, что составляет значимые 77,8%. По опроснику Д.Н. Левитова ригидность когнитивных процессов обнаружена у всех 18 заикающихся. Статистика ригидности у студенческой молодежи, полученная в ходе экспериментов проведенных Т.И. Пашуковой по этой же экспериментальной методике с 85 испытуемыми, отличается и составляет только 32,9% [6]. Таким образом, результаты экспериментов и данные, полученные с помощью опросника, позволяют
считать ригидность характерным свойством лиц с логоневрозом. Влияние установки на восстановление речи и развитие речевого общения у заикающихся на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии исследовалось нами путем наблюдения и экспертной оценки динамики улучшения речи специалистами.
I этап (пропедевтический-диагностический) длится 3-6 месяцев. Он проходит заочно, в форме переписки и строится на разработанной Ю.Б. Некрасовой для лечения заикающихся динамической психотерапевтической диагностике, в основу которой положен метод библиотерапии, т.е. лечение направленным чтением [5].
II этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1 - 1,5 часа происходит «снятие заикания». Сеанс выстраивается на основе всех материалов пропедевтического этапа.
III этап – активная групповая семейная логопсихотерапия. Она проводится в течение 3-5 недель ежедневных 7-8 часовых занятий с пациентами, при активном участии их родителей и родственников. На занятиях используются с целью общения в группе: библиотерапия, кинезитерапия, символотерапия, арттерапия и кинотерапия. Данные методы позволяют пациентам реализовать свой гаперкомпенсаторный и развить творческий потенциалы. Результатом работы становится не только восстановление нормальной речи, но и формирование хороших коммуникативных умений и навыков.
IV этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия проводится спустя несколько месяцев после основного курса и длится две недели, повторяя на более высоком уровне основные элементы, приемы и методы третьего этапа [8].
Результаты наблюдения и экспертной оценки восстановления речи и развития разных форм речевого общения позволили нам выделить следующие критерии их эффективности на тех или иных ее этапах.
На I этапе (диагностическом) критериями эффективности общения являются: а) степень самораскрытия при выполнении письменных заданий, что определяется по ряду показателей эготизма, высказываниям своих мыслей, чувств и переживаний, по рефлексии и анализу своих состояний и поступков и др.; б) установка на восстановление речи и речевого общения в разных его видах и формах, которая определяется с помощью контент-анализа представленных заикающимися диагностических текстов.
На II этапе (в ходе сеанса «снятия заикания») показателями особенностей общения являются невербальные проявления заикающихся, когда они находятся на сцене, а также само их речевое поведение при «вводе в новую речь».
На III этапе в ходе ежедневных многочасовых групповых занятий развиваются разные формы и виды общения в условиях коммуникативного тренинга, дискуссий, упражнений для самопрезентации и публичного выступления. Критериями эффективности речевого общения здесь становятся:
а) устойчивость готовности говорить по определенным речевым правилам;
б) умение преодолевать коммуникативные барьеры;
в) использование обратной связи.
Преодоление коммуникативных барьеров связано не только с влиянием ригидности мышления, но и с таким состоянием и свойством личности, как эгоцентризм. Оказалось, что у заикающихся с низким и средним уровнем эгоцентризма восстановление речевого общения идет в целом более эффективно [3]. Индивидуальные и групповые формы работы способствуют таким изменениям у участников логопсихотерапевтического процесса, которые позволяют становиться им субъектами незатрудненного общения. У них появляются умения координировать свои мнения с другими людьми, стремление согласовывать свою позицию с намерениями и взглядами других людей, использование обратной связи и др.
Публичные выступления со сцены, применяемые в рамках восстановительной программы, благоприятствуют развитию саморегуляции и способности преодолевать страх говорения и повышенную тревожность и становятся важным индикатором появления уверенности в себе.
На IV контрольно-поддерживающем этапе критериями эффективности речевого общения являются:
а) устойчивость установки говорить с использованием речевых правил в разных жизненных ситуациях;
б) сформированное умение преодолевать коммуникативные барьеры;
в) расширенные навыки использования разных видов обратной связи:
вербальной и невербальной, непосредственной и отсроченной и др. Заключение. Таким образом, при логоневрозе ригидность мышления является типичным явлением, что обусловлено чувствительностью к установке и ее фиксированностью. Эта особенность когнитивных процессов, вероятно, является системным свойством личности, поскольку сочетается с эгоцентризмом. Она снижает эффективность восстановления речевого общения. Поэтому на третьем этапе семейной групповой логопсихотерапии наряду с упражнениями по восстановлению речи необходимо применение приемов направленных на преодоление ригидности.
Подготовка статьи поддержана РГНФ, проект № 15-06-10626 а («Когнитивные и личностные факторы повышения эффективности речевого общения»)

ЛИТЕРАТУРА
1. Безменова, И.К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор / И.К. Безменова, О.А. Гулевич. – М.: РПО, 1999. – 144 с.
2. Карпова, Н.Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации / Н.Л. Карпова //Вопросы психологии. – 1994. –№ 6. – С. 42–45.
3. Карпова, Н.Л. Речевые и личностные изменения в процессе социореабилитации / Н.Л. Карпова, Т.И. Пашукова, Е.Б. Терешкова // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. – М.: Изд-во «Перо», 2016. – С. 54–67.
4. Кисельников, А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания: Автореф дисс. … к. психол. наук / А.А. Кисельников. – М., МГУ, 2006. – 28 c.
5. Некрасова, Ю.Б. Лечение творчеством / Ю.Б. Некрасова / под ред. Н.Л. Карповой. – М.: Смысл, 2006. – 223 с.
6. Пашукова, Т.И. Сфокусированность личности на себе и особенности мышления как коммуникативно-когнитивное образование психики / Т.И. Пашукова // Познание и общение: Теория, эксперимент, практика / под ред. В.А. Барабанщикова и Е.С. Самойленко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 58–65.
7. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-центр, 2015. – 672 с.
8. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / под ред. Н.Л. Карповой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2011. – 328 с.
9. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1975. – С. 89–105.
10. Luchins, A.S., Luchins E.H. Rigidity of behavior. A variational approach to the effect of Einstellung / A.S. Luchins, E.H. Luchins. – Eugen (Oregon): Univ. of Oregon books, 1959. – 623 p.
Источник: Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы: материалы VII междунар. междисциплин. конф. Вып. 7 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2017. – 392 с.