^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Звуки речи

звуки речи

Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К 5 годам ребенок может правильно произносить все звуки.
С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, — это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым, а затем называет звук, который чаще всего повторяется.

Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука ш, развить речевой слух.
Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при попарном их предъявлении в названии одного предмета был звук ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук ш.
— Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук ш (произносит звук ш протяжнее, громче):
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

  • Так какой же звук чаще всего повторяется?
  • Звук ш.
  • Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук ш. Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
  • А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
  • Змея шипит: ш-ш-ш.
  • А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья.

Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук ш, откладываются отдельно.
Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша— яблоко, лошадь— корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук ш (вишня, груша, лошадь).
Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук ш»?).
Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает

Тише, мыши!
Кот на крыше!
Не найду я ушки
У нашей лягушки.

 Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!