^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

"Что такое хорошо и что такое плохо..."

что такое хорошо и что такое плохо

Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым.

 

Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду прежде всего конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях (и гораздо чаще) он совсем другой.
...Наташа пошла с родителями в гости и там отказалась выполнить просьбу пожилой хозяйки дома, нагрубила ей. Поступок Наташи дома был осужден: она вела себя невежливо по отношению к старому человеку; маме и папе было неловко, стыдно... Но при этом родители не забыли сказать, что они знают: Наташа на самом деле совсем другая — добрая, старательная, помогает маме.
Эти родители поступили правильно; мимо дурного проходить нельзя, но нельзя на основании одного поступка оценивать личность в целом. Справедливо ли было назвать Наташу лентяйкой и грубиянкой?
Задумывайтесь над причинами, побудившими детей поступить так, а не иначе, не спешите с приговором: быть может, найдутся смягчающие вину обстоятельства.
Оля отказалась дать своей подружке покататься на велосипеде. Правильно ли сказать ей: «Ты — жадина»? Нет, Оля как раз очень добрая девочка. Но не будем предъявлять слишком высокие требования к ней. Слишком долго она ждала того дня, когда мама разрешит ей, наконец, с наступлением теплых дней вынести велосипед на улицу. Очень уж велико было у Оли желание самой покататься на нем!
Малышу говорят: «Какой ты врун! Лгать нехорошо!» А Саша вовсе не солгал, он очень ловко придумал, как они ездили с детским садом в цирк. И эта фантазия была рождена стремлением выдать желаемое за реальное.
И когда вы собираетесь похвалить ребенка, постарайтесь учесть мотивы, которые двигали им.
Вот Вова, всегда такой эгоистичный, сейчас охотно, без ссор и конфликтов отдает Вите свой подъемный кран. Но, оказывается, сделал он это небескорыстно: потребовал в обмен на игрушку конфету. За что же его хвалить?
Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон— хороший мальчик», «Коля хорошо поступил» — такие оценки, конечно, обрадуют малышей. Но почему их хвалят, дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобные оценки малоэффективны.
Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького — во всех этих случаях постарайтесь понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился, выполнял ли установленные требования по отношению к сверстникам и взрослым. Вот почему, оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец», «хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще недостает. Митя правильно сделал, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату.,
Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирает свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство, складывается неправильная самооценка
Не пользу, а вред детям приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.
Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.