^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Особая роль рисования

особая роль рисования

Ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развиваются в различных видах изобразительной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Однако рисование в этом смысле играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Вот вы обращаете внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш., кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3—4 см выше отточенного конца или ворса (все это необходимо для рисования), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования. Освоит правильную позу, быстро научится правильно держать ручку при письме. Овладение техникой письма не составит для него труда.
В тех же случаях, когда взрослые не обращают внимания на то, как дети держат карандаш (кисть) при рисовании, дети привыкают держать карандаш низко, иногда не тремя пальцами, а щепотью, напряженно. При этом пальцы закрывают ту часть бумаги, на которой ребенок рисует, — такое положение руки характерно при рисовании мелких деталей.
Впоследствии, когда ребенок приходит в школу, усвоенное им неправильное положение кисти при рисовании, напряженность, связанная с этим, переносится и на ручку, которую он также берет неправильно.
Пальцы, низко держащие ручку, закрывают строку, ребенок почти не видит, что пишет, и вынужден низко наклоняться, чтобы увидеть строку. Все это затрудняет овладение письмом и сказывается на его качестве.
Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Движения такого характера будут отрабатываться в рисовании, когда ребенок равномерно наносит элементы узора на бумагу, когда он закрашивает изображения— спокойно, не торопясь, двигая карандашом туда и обратно, в каком-то одном направлении, сверху вниз, слева направо или по косой. (Учитывая, что при закрашивании рисунков краской водить кисть туда и обратно нельзя: при этом портится кисть и смазывается еще не высохшая краска. Поэтому надо показать ребенку, как проводить линии кистью при закрашивании краской: в одном направлении, начиная их каждый раз с одной стороны.)
Иногда взрослые, желая подготовить детей к письму, предлагают им упражняться в рисовании мелких предметов (шарики, флажки, листочки) между линейками, в клетках (и дают им для этого тетради в клетку, линейку).
Скажем прямо: такие упражнения бесполезны для последующего овладения навыками письма. Почему? Дело в том, что они противоречат особенностям письма: оно ведь характеризуется неотрывностью, плавностью линий, а названные рисунки выполняются совсем иначе — каждый предмет и его части изображаются отдельно. Кроме того, многие из предметов, которые обычно предлагают «рисовать» в тетради,имеют прямолинейные формы (например, флажки, звездочки).
Некоторые занятия рисованием можно полностью и частично рассматривать как упражнения, подготавливающие к письму. Но это с точки зрения взрослого. Их эстетическая ценность сохраняется, и для ребенка это обычные занятия, где главная задача— красиво нарисовать. Мы имеем в виду, в частности, рисование разнообразных завитков, которые часто встречаются в народном декоративном творчестве.

Взрослый должен рассмотреть с детьми различные предметы, в украшении которых встречаются завитки: деревянные изделия с хохломской росписью, ткани, украинские росписи. За несколько дней до рисования можно их рассмотреть вместе с детьми.
Непосредственно перед рисованием важно еще раз подчеркнуть характер завитков: разную величину, разную направленность, слитность. Надо показать детям, как рисовать завитки, обратив внимание на слитность движения (не отрывая карандаша, кисти от бумаги), на разное направление: завитки расположены в разные стороны от главной веточки, стебля; возможность рисования завитков разного размера.
А результаты будут, в частности, зависеть и от того, насколько красиво дети смогут нарисовать завитки: плавно, свободно, в разном направлении и разной величины. Поэтому предварительное (2—3 минуты в начале занятия) упражнение в рисовании завитков не будет противоречить эстетической направленности занятия (оно поможет лучше решить изобразительную задачу).
Для последующей отработки свободных, плавных движений руки можно предложить расписать полосу по мотивам хохломской росписи, где плавные волнистые линии, разнонаправленные завитки, легкие тонкие травинки дают возможность упражнять руку в рисовании мелких тонких линий, завитков в разных поворотах. И здесь на первое место выступает изобразительная задача занятия (создание узора по мотивам народного декоративного искусства), и возможные упражнения направлены на то, чтобы лучше решить эту задачу.
Иногда, для того чтобы подготовить руку ребенка к письму, предлагают шестилетним детям готовые (нарисованные взрослыми по трафарету) контуры рыб, птиц и требуют заполнения их штрихами определенного начертания. Эта работа носит характер скучных, формальных упражнений, не приносящих детям удовлетворения. Задача для них слишком легка, и многие выполняют ее без интереса и не всегда на высоком уровне. Ведь ребенок этого возраста может сам передать в рисунке форму простых предметов, а заполнение ее штрихами для него — способ передать характерные детали образа: чешуйки, перышки.
Помогает отработке нужных для письма качеств движений руки (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, сохранение направления штрихов, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (книжки-раскраски). Для раскрашивания карандашами следует отбирать картинки с менее крупными изображениями, в то время как для краски картинки могут быть покрупнее.
Важно приучать детей за одно занятие раскрашивать не более одной картинки, а если картинка большая, с несколькими персонажами или предметами, то можно посоветовать разделить раскрашивание на два раза — спланируйте работу
вместе с ребенком.
Нельзя разрешать «перескакивать» с одной картинки на другую, не закончив раскрашивание, а такое у детей бывает: что-то не понравилось, ребенок перелистывает страницу и начинает другую картинку. Оставить это без внимания — поощрять неорганизованность, разбросанность...
Правильные технические навыки и умения нужно формировать у детей систематически и последовательно.
Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Письмо— особая графическая деятельность, и овладеть письмом можно только тогда, когда пишешь. Но рисование и другие виды изобразительной деятельности развивают руку ребенка, делают ее умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука—глаз. Поэтому в школе такой ребенок овладеет письмом без особого труда.
Вот и минуло семь лет — семь лет жизни вашего ребенка. Они были долгими, эти годы, они были наполнены открытиями, заботами, радостями, трудом, иногда тревогами.
И теперь, вспоминая тот день, когда вы впервые взяли на руки сына или дочь, вам трудно бывает удержаться от восклицания: «Да ведь это было как будто вчера!» Вы с грустью обнаруживаете, что время прошло прямо-таки до обидного быстро. Не успели оглянуться...

Порой присоединяются к этому ощущению быстротечности времени и сожаления — что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка...
Так постараемся извлечь из этого урок. День, прожитый ребенком, не вернешь. Вашему сыну, вашей дочери предстоит еще пройти сложный путь становления и роста. Не уповайте на то, что впереди еще много времени. Поверьте: когда настанет пора зрелости, вы с тем же удивлением обнаружите — годы минули быстро.

Итак, ваш ребенок на пороге школы. Он с радостью (и, быть может, с затаенной тревогой) ждет дня, когда этот порог ему доведется переступить. У него начнется новая жизнь. Новая, но в значительной мере определенная тем, что вам удалось сделать для него, сделать вместе с ним в первые семь лет жизни.
Вряд ли на первых порах школьная жизнь покажется ребенку вполне безоблачной. К этой новой жизни не всем удается привыкнуть сразу. Трудности будут, но вы поймете, что они связаны с освоением ребенком его нового «общественного положения», положения человека, у которого появились свои серьезные обязанности...