^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Кодекс родительской нежности

нежность родителей

Кодекс родительской нежности и любви:
Не изнеживать, а закалять.
Не избавлять от труда, а воспитывать трудолюбие.
Не спешить выполнить любое желание, а формировать здоровые потребности.
Не ограждать от забот, а с учетом возрастных возможностей приучать заботиться о других.
Но сформулировать правила—еще далеко не самое сложное в деле воспитания. Гораздо сложнее их выполнять.
Как тут быть, где этому научиться и можно ли научиться вообще?

Познание индивидуальных особенностей, индивидуальный подход—краеугольный камень и педагогики и медицины.
Но чтобы заметить частное, надо знать общее. Надо иметь представление о возрастной физиологии и психологии, о потребностях и возможностях детского организма, о закономерностях его роста и развития.
В этом отношении у людей—огромные преимущества. Прежде всего доступная лечебная и профилактическая помощь детям. Двери детских поликлиник всегда открыты для родителей, участковый педиатр и патронажная медицинская сестра с готовностью дадут необходимый совет.
Другие помощники—воспитательницы и педагоги детского сада, учителя в школе. И, наконец, беседы и лекции по радио, передачи по телевидению, родительские университеты, литература, специально издающаяся для родителей.
Иногда поистине бесценен интуитивный опыт воспитания, накопленный человечеством и передающийся как одна из величайших нравственных ценностей от поколения к поколению.
Милые бабушки, принявшие когда-то от своих матерей эстафетную палочку кормления, баюканья, выхаживания и теперь передающие ее своим дочерям! Милые бабушки, все реже—традиционные, старенькие, в халатах и домашних туфлях, все чаще—моложавые, спортивные, с болью душевной оставляющие свою любимую работу, свои высокие и скромные посты, чтобы, уйдя на пенсию, воспитывать внуков! Какими словами благодарить вас? Каким поклоном вам поклониться?..Но многих родителей больше всего волнует вопрос о том, как выражать свою любовь к ребенку. Вопрос, одинаково касающийся всех членов семьи, всех взрослых.
Ребенок не должен расти слишком заласканным, не должен знать, какие большие тревоги вызывает подчас состояние его здоровья. Оставаясь самым обожаемым, самым привилегированным членом семьи, ребенок не должен ни ощущать этого, ни даже догадываться об этом.
Но здесь тоже нужны мера и грань—грань между разумным распорядком и чрезмерным рационализмом. Ласка, нежность, ощущение своей защищенности родительской любовью необходимы ребенку. Сегодня это не просто предположение., а доказанный научный факт. Дефицит положительных эмоций, испытанный в детстве, неблагоприятно сказывается на формировании характера, может впоследствии обусловить эмоциональную скудость, сухость и даже жестокость характера.
Как значим для человека этот короткий, быстротекущий период - детство, если через многие годы и десятилетия, через самые сложные житейские испытания проносит он всю остроту и свежесть детских впечатлений! Не забываются радости, но не забываются и обиды, часто не высказанные, затаенные, не замеченные родителями и не прощенные детьми.
Очень важно уметь считаться с переживаниями, настроениями, вкусами ребенка, видеть в нем личность.
Воспитывая ребенка, надо прежде всего думать о его будущем, всесторонне готовить его к самостоятельной трудовой жизни. Кто станет оспаривать, что в этом главная цель воспитания? Но не менее важно и это: детство не есть всего лишь некая «преджизнь», пролог, ступенька к взрослости. Это уже настоящая, полная, расцветающая жизнь, и именно с такой меркой надо к ней подходить.
Любить детей—значит стараться сохранить им радость, непосредственность, живые краски детства!

Очень важно сочетать воспитание физическое и нравственное.
Мы стремимся, чтобы наши дети не просто росли сильными, выносливыми, смелыми—для нас важно, чтобы эта сила была направлена на добрые дела, чтобы она становилась источником радости не только для себя, но и для других. Вот тогда и будут наши дети людьми, по-настоящему счастливыми!
Сложно, очень сложно растить человека. Велика ответственность перед ним, перед собой, перед обществом.
Многие родители не могут ответить на вопрос «как любить детей», что они сами ждут ответа...
Всякая любовь—и родительская в том числе—это творчество, это глубоко личностная, духовная работа. Но родительская любовь больше, чем какая-нибудь иная, требует не только этой внутренней интуиции, но и привнесенных извне знаний. Одно из проявлений истинной любви к ребенку—это как раз стремление впитать в себя побольше общего, свободного от пристрастий объективного опыта, применить его в воспитании.
Вот при таком сочетании в каждой семье смогут, наверно, создать «Книгу про своего ребенка». Книгу без пера и бумаги, но полную тонких наблюдений, догадок, открытий. И она обязательно будет Книгой со счастливым концом, потому что ее герой вырастет хорошим человеком, честным тружеником, истинным патриотом.

Д. ОРЛОВА