^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Свои и посторонние для ребенка

свои и чужие

Мы учим своих детей, что взрослые всегда правы и их нужно слушаться. По эти установки могут работать только с родственниками и близкими, а как быть с посторонними? Ведь доверять им не всегда безопасно. Поэтому- важно объяснить малышу не только разницу между «своими» и «чужими», но и рассказать какие вопросы и предложения окружающих должны его настораживать.

Ребенок обязан чётко усвоить: сообщать домашний адрес, телефон и другие личные данные можно только своему учителю, а также представителям правоохранительных органов.
Нельзя обсуждать с чужими планы родителей на отпуск, поездки, время родительских служебных командировок, расписание дня в семье или предпочтение мест и времени прогулок.

Важно внушить крохе, что взрослый не должен просить помощи у того, кто гораздо младше. Донести сумку, выбрать подарок, найти дорогу к нужному подъезду, разыскать котёнка и даже достать его из узкой трубы он может и сам! Учите ребёнка не подпускать к себе чужаков ближе чем на два метра, на любые предложения говорить «нет» и быстрее убегать подальше. Можете проиграть ситуацию вместе с малышом и его куклами, чтобы посмотреть детскую реакцию и подсказать правильное поведение.

Брать у посторонних сладости, игрушки, другие вещи можно только с разрешения одного из родителей, но никогда - самому! Пусть мальчик не боится отказывать, например, говорит, что у него аллергия на конфеты.

Современные дети любят показывать друг другу новые покупки, особенно гаджеты, обсуждать их стоимость. Важно объяснить им, что, если поблизости находятся незнакомцы, лучше не говорить на эти темы. Это касается вообще любых денежных вопросов: количество валюты в доме, места её хранения, суммы накоплений и заработков родителей, планы на покупки — должны стать для ребёнка табу.
Учите своих чад не вступать в длительные беседы со взрослыми, тем более незнакомыми, не открывать им дверь, не подходить к пассажирам чужих автомобилей, не заходить вместе в лифт и подъезд, не уходить с посторонним, даже если он представился знакомым мамы или папы. Кстати, злодеем чаще видится мужчина, но опасными могут быть и добрая на вид бабушка, и очень красивая тётя.


ДЁРГАТЬ ЗА НИТОЧКИ
Есть формы общения, которые психологи называют «токсичными». Это вроде бы обычные вопросы или фразы, но после них остаётся
неприятное ощущение, ведь их цель — заставить человека сделать то, что он не хочет. Можно обучить ребёнка противостоять таким манипуляциям как со стороны взрослых, так и сверстников. Обычно эти выражения звучат так:
Ты что, маленький? Тебе нужно мамино разрешение?
А я думал, тебе не надо у кого-то спрашивать!
Ты просто боишься/не умеешь/слабак!
Если бы я был на твоём месте...
Если ты не сделаешь то, что я хочу, пострадает кто-то из твоих друзей или родных.
Как нейтрально отвечать на подобные вопросы? Можно выучить, например, такую фразу: «Мама ждёт меня на той площадке, спросите у неё» или «Мой папа сейчас идёт мне навстречу, узнайте у него». А лучше вообще не общаться с «кукловодами», которые дёргают чувства за ниточки.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
Никогда не запугивайте ребёнка страшными историями про маньяков, педофилов и похитителей. Скажите, что большинство людей всё же не желают зла, однако нужно быть внимательным. Может случиться так, что ребёнку действительно придётся обратиться к чужим за помощью. Учите его в таких случаях подходить к правоохранителям, продавцам и охранникам в магазине, аптеке. Дружите со своими детьми! Когда между вами будет доверие и искренность, ребёнок не только прислушается к советам, но и расскажет, если с ним произойдёт какая-то непонятная история.
Юлия Костюк, психолог, г. Минск