^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Особенности детского рисунка. Часть1

особенности детского рисунка

Как известно, ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что успел узнать об окружающих его предметах и явлениях. Подчас он изображает совершенно необычные, фантастические, иногда пугающие вещи, которые на самом деле представляют собой его видение мира людей, тех проблем взрослого человека, с которыми он успел столкнуться.
Естественно, его видение сильно отличается от нашего. Он выхватывает из действительности только то, что представляется ему важным, что помогает ему объяснить происходящее вокруг, в то же время игнорируя многое другое. Он склонен преувеличивать значение одних явлений, которые кажутся ему важными, хотя для взрослых они могут не представлять никакого интереса. С другой стороны, может совершенно упустить из виду то, что может иметь ключевое значение для взрослых.

Постепенно в рисунках ребенка находит отражение более зрелый взгляд на окружающую реальность. Развиваясь, ребенок отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, который становится в его восприятии более адекватным, более точным, близким к реальности. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок — это отражение его личности, его чувств, переживаний, показатель уровня его зрелости и развития.

Детский рисунок становится для нас уникальным методом тестирования, неистощимым источником наблюдений и в высшей степени полезным способом коррекции ваших отношений с ребенком.
Первое, что "выходит из-под пера" ребенка, — это каракули. Если ребенку, не достигшему двухлетнего возраста, дать в руки карандаш, то он скорее всего выскользнет у него из рук, поскольку навыки, позволяющие управлять движениями карандаша к этому времени еще не развиты. А ближе к двум годам дети начинают овладевать мелкой моторикой, необходимой для укрощения карандаша.
Когда ребенку исполнится 2 года, можно ждать первых результатов детского творчества.

Пока ничего сложного, это всего-навсего следы простейших, незамысловатых движений рук, порой не учитывающих границ листа. Они отражают уровень развития психомоторного контроля и мыслительных функций. Пройдет еще не менее шести месяцев, прежде чем ребенок научится соблюдать границы листа. В 3 года он будет способен изображать каракули точно в центре листа бумаги. Примерно в этом возрасте он начинает "писать письма". Обнаружив, что взрослые занимаются почти тем же, что и он, — изображают на бумаге разные "загогулины", он находит это очень воодушевляющим.

"Письмо" ребенка проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных, волнообразных каракулей, напоминающих ему письмо взрослых. И наконец, в 4 года появляется настоящий рисунок.
Если ваш ребенок стал уже достаточно большим и забыл то время, когда каракули представляли основу его творческого самовыражения, попробуйте ему напомнить об этом с помощью одного интересного упражнения.
Подготовьте большой лист бумаги и фломастеры или мелки. Они понадобятся на втором этапе.
А сейчас попросите ребенка представить, что перед ним невидимый чистый лист бумаги размером со стену. Его задача — рисуя руками в воздухе, покрыть каракулями весь этот "лист". Пусть он перемещается вдоль стены, подпрыгивает, чтобы дотянуться до верхнего края "листа" — в общем, ведет себя как можно активнее. Можно ограничить ребенка во времени или сказать, что его каракули должны быть большими, дабы сильнее активировать его движения, в которых участвовало бы все его тело. Цель этого этапа упражнения — увлечь ребенка свободой движений, экспрессией. После того как он разогрелся, дайте ему лист бумаги и орудия для рисования и попросите его перенести свои движения на бумагу. Пусть он закроет глаза и рисует совершенно свободно и спонтанно, без какой-либо конкретной цели.
Когда рисунок будет закончен, попросите ребенка вглядеться в те каракули, которые он запечатлел на бумаге. Не видит ли он среди беспорядочного нагромождения линий какой-нибудь фигуры или предмета. Лист при этом можно поворачивать любой стороной. Когда у него, глядя на нарисованное, возникнут какие-то ассоциации, пусть он попробует завершить рисунок. Пусть обводит нужные линии, убирает лишние, что-то добавляет, раскрашивает, пока увиденное им не обретет более конкретные черты. Попросите его рассказать о том, что он увидел, во что превратились его каракули, пусть он придумает какую-нибудь историю про этот объект.
Это упражнение создает комфортную, безопасную атмосферу, благодаря которой ребенок может свободно самовыражаться, проявлять то, что обычно скрывается от взрослых. Чтобы добиться этого, надо в процессе выполнения двигательной части упражнения освободить ребенка от зажимов, раскрепостить его, добиться от него максимальной спонтанности действий, в которые было бы вовлечено все тело. Упражнение также способствует установлению более теплых и доверительных отношений. Процесс распознавания среди каракулей того или иного образа подключает и усиливает работу воображения, ребенок начинает фантазировать. Творческий процесс, начавшийся с внешних движений, продолжается как внутренняя деятельность. Атмосфера свободы, спонтанности, некритичного отношения и доверия вкупе с побуждением творческой активности дает замечательный терапевтический эффект. При этом на заключительном этапе упражнения — придавая неструктурированным каракулям законченный вид — ребенок может затронуть некие личные темы, волнующие его проблемы, в которые ранее не посвящал окружающих его людей.
Преодолев трехлетний рубеж, ребенок начинает пытаться изображать человеческую фигуру. Сперва появляется очень простое изображение, состоящее из самых элементарных деталей. Рисунок человека выглядит так: большая круглая голова с большими глазами, руки и ноги в виде палок, исходящие прямо от головы. Это головоног.
На голове появляются волосы, а на руках — пальцы. После четырех лет ребенок начинает рисовать человека в полный рост, а на лице изображать рот и уши, пока что с помощью простых линий карандаша. Позднее появляется более сложный вид человеческой фигуры — изображение в профиль. Как правило, ему предшествует появление изображений животных, нарисованных в профиль. Голова человека на рисунке почти всегда оказывается повернутой влево. В дальнейшем ребенок будет предпочитать изображать в профиль как животных, так и человека в движении. Примерно в пятилетнем возрасте ребенок уже довольно четко передает на рисунке все части человеческого тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни. Шея, кисти рук и ступни появляются в последнюю очередь. Руки теперь отходят от туловища, на лице присутствуют глаза, нос, рот, уши (появляются последними) и волосы. Все эти элементы лучше прорисованы, и качество изображения гораздо выше. Одежда изображается пока несколько условно. В 6 лет фигура человека приобретает более четкие формы благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и улучшению ориентации в отношениях с окружающим миром. Помимо возросшего количества деталей, рисунок человека характеризуется тем, что может передавать движения человеческого тела посредством различного расположения рук и головы.
Детские рисунки в этот период характеризуются некоторыми особенностями, которые служат отражением детского способа мышления. Освоив некие приемы, определенную манеру рисования того или иного образа, ребенок более не склонен экспериментировать, для него важнее соблюсти известную последовательность. Кроме того, он пытается перенести это на изображение других объектов.
В своих рисунках он соединяет несовместимые, с точки зрения взрослых, детали. Мышление аналогиями приводит к тому, что ребенок наделяет объект несвойственными ему чертами. Это происходит оттого, что некоторые свойства и характеристики объекта напоминают ему что-то другое, вызывают какие-то ассоциации, которые он и привносит в рисунок. Он рисует цветок с руками, машину с человеческой физиономией и т.д.
Кроме того, часто случается, что ребенок принимается рисовать один объект, а заканчивает совсем другим, забывая, что рисовал в начале. Так шкаф трансформируется в автомобиль, а собака — в слона. Со временем это проходит, но сейчас, в шестилетнем возрасте, ребенок не сможет ответить вам, что именно он хочет нарисовать или почему именно так он изображает дом или жирафа. Детали рисунка играют значительную роль в неопределенности замысла и в отклонениях ребенка от задуманного. Начиная рисовать дом, он вскоре обнаруживает внешнее сходство того, что он рисует в данный момент с другим, возможно, недавно увиденным им объектом и у него появляется другой замысел. Он пытается изменить первоначальный рисунок, используя подходящие детали. Например, поезд может превратиться в деревню, потому что вагоны оказались похожи на дома. Ребенок изменяет начатый рисунок, добавляя двери, окна, дымовые трубы к вагонам, пририсовывая крыльцо и забор. Рельсы стали дорогой, а шпалы превратились в уличные фонари.
Имейте в виду, что ваши попытки указать ребенку на ошибки, добиться от него каких-то внятных, логичных объяснений происходящего скорее приведут к тому, что он бросит рисовать или уйдет в себя, чем прислушается к вам или выразит готовность обсуждать что-то. Лучшее, что вы можете сделать, это не критиковать ребенка и его действия, а выражать свой интерес и поощрять его деятельность, стимулировать его к поиску новых творческих решений. Даже если вам удастся убедить его исправить какие-то ошибки в рисунке, то в дальнейшем он будет точно так же повторять их.
Следует помнить, что ребенок рисует объект, исходя из своего понимания важности одних его деталей и бесполезности других. Он преувеличивает то, что представляется ему значимым. Так, увидев двухэтажный автобус, который привел его в восхищение, ребенок рисует автобусы с тремя и более этажами. В то же время он способен легко проигнорировать то, что считает второстепенным, не имеющим значения. Таким образом, пренебрежение одними органами человеческого тела на рисунке и увлечение другими зависит от того, какое значение он им придает в настоящее время и в данной ситуации. Тем не менее было бы ошибочным считать детский рисунок фантастичным. На самом деле он глубоко реалистичен. Для ребенка реально то, что обладает нужными, полезными, на его взгляд, функциями. Футболисты на его рисунке не имеют рук, зато у вратаря руки есть. Та или иная деталь рисунка существует потому, что для чего-то служит. Остальные детали он даже не замечает или же замечает, но не знает, что с ними делать и не долго думая отбрасывает их. С таких же позиций ребенок подходит к одежде, которая на рисунке может отсутствовать, поскольку ее функция остается для ребенка до конца не ясной. Он лучше понимает функции и полезность зонтика или курительной трубки, чем брюк или туфель, и этим руководствуется в своих рисунках.
Среди особенностей детских рисунков вы можете наблюдать следующие. Поскольку внимание ребенка еще довольно рассеянно, и он проявляет интерес лишь к тому, что завладевает его вниманием в данный момент, те или иные объекты рисунка могут быть незавершенными. Он может оставить один объект и переключиться вслед за своим вниманием на другой. На его рисунках может иметь место эффект "прозрачности", когда он воспроизводит некоторые детали или элементы объектов, не видимые в реальности, такие, как, например, внутренний интерьер здания, ноги мужчины, видимые под брюками, макушка головы под шляпой и т.д.
Пространство
Одним из важных факторов рисунка является то, как ребенок использует свободное пространство листа бумаги. Занимает ли он обычно все имеющееся пространство? Мы уже говорили, что до определенного возраста ребенок не укладывается в рамках листа. Со временем он научается придерживаться границ. Но бывают и исключения.
Использование слишком ограниченного пространства листа является признаком робости и неуверенности. Ребенок, который не использует все пространство листа бумаги, вероятно, не уверен в себе.
Уверенный в себе ребенок использует всю доступную ему площадь, начиная рисунок с центра и двигаясь к краям листа. Он оставляет достаточно незанятого, но хорошо распределенного пространства (как правило, больше сверху, чем снизу).
Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то это может свидетельствовать о некоторой задержке в развитии сенсорно-моторной координации. Это как бы проявление лености в соблюдении расстояний и в распоряжении пространством, которое есть у него под рукой. Если вы столкнулись с подобным случаем, помните, что такие дети требуют заботы и внимания, их необходимо ласково ободрять, а также учить рисовать с использованием всей площади листа. Лист бумаги расчерчивается на клетки, затем расчерчивается на клетки рисунок-образец, и ребенок перерисовывает образец, соблюдая соответствие в расположении деталей рисунка и его границ в целом.
Можно обозначать на листе бумаги четкие границы, в которые ребенок должен вписаться, работая над изображением. Попросите ребенка нарисовать что-нибудь внутри обозначенных границ, ни в коем случае не выходя за их пределы. Будьте мягки и спокойны, но настойчивы, избегайте вероятности возникновения у ребенка чувства вины, связанного с тем, что он рисует "хуже" других. Он будет рисовать лучше, если вы не будете спешить и будете достаточно настойчивы и упорны. Пусть он развивает свои способности с помощью альбомов с рисунками для копирования, для раскрашивания и других подобных средств.

Если ребенок старается использовать все доступное пространство, пытается максимально заполнить лист рисунком, почти не оставляет свободных мест, то, возможно, таким образом он выражает свое чувство беспокойства. Пустоты на листе бумаги ассоциируются у него с пустотами в его жизни, отсутствием позитивных эмоциональных переживаний, теплых отношений, заботы и т.д. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, что, может быть, связано с проблемами общения со сверстниками, или остро переживает отсутствие чувства защищенности и безопасности, причиной которого могут быть семейные взаимоотношения. Пытаясь избежать возникающего в связи с этим чувства тревоги, ребенок "уничтожает" все белые пятна на листе бумаги, тем самым косвенно высказывая пожелание, чтобы были заполнены "пустоты" его потребности в любви и тепле. Такая ситуация может возникнуть даже в благополучной семье, когда в результате каких-то объективных причин, временных осложнений родители не могут уделять достаточного внимания своему ребенку, непроизвольно лишая его того, к чему он привык, и он страдает от этого. Так или иначе, ситуация поправима, и если отнестись к ней с достаточной ответственностью, то негативных последствий можно избежать. В противном случае подобная проблема может глубоко травмировать психику ребенка. Овладев навыками рисования, ребенок переходит от изображения фигуры человека к рисованию других объектов. Круг его возможностей постоянно расширяется. Он начинает рисовать автомобили, животных, воспроизводит целые ситуации. Выбор объекта для рисунка диктуется исключительно его пристрастиями. Ребенок рисует то, что ему нравится, что произвело на него впечатление, вызвало какие-то эмоции.
Если он рисует композицию, то есть размещает на одном листе бумаги несколько объектов, мы можем наблюдать еще одну важную характеристику рисунков. Поскольку ребенок начинает рисовать, как правило, с центра листа, то туда он помещает наиболее значимый для него объект, а все остальные размешает вокруг него. Так мы узнаем о его восприятии иерархии вещей и его отношении к ним.

Еще одна достойная внимания характеристика рисунка — в том случае, если на нем изображены люди, — это размер одной фигуры относительно других. Ребенок может нарисовать одну из фигур слишком увеличенной в сравнении с другими или, наоборот, слишком маленькой. Дело в том, что ребенок наделяет большим размером самую значительную фигуру или объект, затрагивающий его воображение, раздражающий, будоражащий или постоянно занимающий его мысли. Правда, есть одна оговорка: вам не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам изображенных объектов, пока ребенок не преодолеет четырехлетний рубеж.

Линия

Простейший элемент детского рисунка — это линия. Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, которую ребенок приложил при ее проведении, формы и протяженности. Если вы обратите внимание, вы заметите, насколько могут различаться линии на рисунке: они могут быть жирные и длинные, тонкие и прерывистые, едва заметные, почти пунктирные и т.д.
В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4—5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие.
Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию.
Возможно, это результат того, что вы часто упрекали своего ребенка за поведение и поступки, которые в действительности были не чем иным, как требованием вашего внимания и любви (плач, капризы, мочеиспускание в постель и т.д.). Но это не значит, что вина полностью лежит на вас. Просто ребенок переживает проблемы, сопровождающие процесс его взросления, социализации, связанные с необходимостью научиться "подчиниться" и "уступать".
Если в рисунке преобладают линии типа "крупный зигзаг", неровные, часто меняющие направление, с неравномерным нажимом, то сильным, то более слабым, — это указывает на неуверенность, тревожность, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии. Следовательно, неуверенное владение карандашом, неумение крепко держать его в руках — свидетельство неверия в свои силы.
В таком случае вам следует проявить вашу родительскую интуицию, разговорить ребенка, чтобы понять, что за этим стоит.
Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия говорит о достаточном самообладании и эмоциональном равновесии. Никаких сомнений, беспокойства, отчасти безучастность и равнодушие.
Часто прерываемая линия свидетельствует о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением, расстройства кишечника. Ребенок, который "не прилагает усилий" в рисовании, часто не прилагает усилий ни в чем. Можно отнестись к этой апатии как к безвредному явлению, если речь идет о ее проявлении только в рисовании, но, если она обнаруживается во всем, что он делает, надо задуматься. Апатия только при выполнении рисунка может означать, что ребенок проявляет робость при создании рисунка, и больше ни в чем. Но, возможно, что он воспринимает окружающий мир как беспокоящую, тревожную среду, против которой он не осмеливается выступить прямо и решительно. Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, — признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора.
Что предпринять в данном случае? Самое главное — не драматизировать ситуацию, окружить ребенка заботой, постараться подружить его с другими детьми и познакомить ближе с социальной жизнью в целом, выделяя "красивую сторону" жизни и приглаживая, насколько это возможно, все "плохое", что ребенок старается обычно запомнить.
Совершенно кривые, с частыми изломами, близкие по характеру к изображению кардиограммы линии — довольно тревожный симптом. Не исключено, что следует забить тревогу. Этот ребенок, видимо, не способен выйти из каракулей, стремится скорее "излить душу", чем построить пространство по образцу. Проводя такую линию, ребенок 6 лет сможет нарисовать в лучшем случае дым, выходящий из дымовой трубы дома, но не ровный край стены или дороги. Какие могут быть выводы? Возможно, что здесь налицо нарушение эмоционального состояния, проблема, имеющая, может быть, другие признаки, с которыми вы уже знакомы. Ребенок, которому не удается провести даже короткую ровную линию, может иметь проблемы психического характера, заслуживающие вашего внимания, причем одних рисунков для их выявления может оказаться недостаточно.
Рассмотрим теперь эти линии с точки зрения их формы и длины. Какие линии преобладают? Короткие или протяженные, кривые или прямые, прерывистые или сплошные? Следует отметить, что ребенок, уверенный в себе, использует линии всех типов в зависимости от того, что он собирается выразить, и не колеблется, даже если должен провести через весь лист бумаги всего одну линию.
Ребенок, избегающий изображения кривых линии, вероятнее всего, наделен "колючим" характером. Более мягкий ребенок до 6—7 лет рисует линии с многочисленными изгибами и поворотами. Сильные и основательные вертикальные линии свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, также красноречив, любопытен, резв, весел и шумлив. Но не терпит возражений и поучений.

Цвет

Несмотря на то что применение цвета в детских рисунках тщательно изучалось и описывалось во множестве исследований, приводить какие-либо интерпретации и давать конкретные рекомендации в данной работе мы не будем. Помимо того что изучение этой темы вскрыло ее значительную сложность, было сделано предположение, что отношение ребенка к цвету определяется не только физиологическими и психологическими условиями, но социально-культурными факторами: условиями жизни, географическим положением и т.д.
Мы постараемся лишь указать некоторые направления, в которых вам следует двигаться в процессе наблюдения и изучения своего ребенка, поскольку такой фактор, как отношение к цвету, оказывается сугубо субъективным и индивидуальным. Восприятие цвета меняется, например, в зависимости от условий жизни. Можно, например, отметить, что в сельской местности дети непосредственно, напрямую контактируют с природными цветами, тогда как их городские сверстники (и чем больше город, тем в большей степени) лишены такого контакта и вынуждены знакомиться с оттенками живой природы большей частью опосредованно, через изображения на пленке и на бумаге. С другой стороны, городские дети находятся в более богатой с точки зрения социализации среде. В целом они быстрее учатся изображать то, с чем не имеют непосредственного контакта, но могут наблюдать в кино и по телевидению с большим, чем в сельской местности, количеством принимаемых программ, книгам и журналам, как детским изданиям, так и глянцевым журналам их родителей. К тому же они чаше контактируют со взрослыми, занимающимися интеллектуальной деятельностью. В силу такой социализации воображение и фантазия такого ребенка развиваются более интенсивно.
Выбор цвета чаще всего диктуется эмоциональным состоянием при условии, что он не ограничен недостаточным владением техникой рисования. Поскольку дети младшего возраста слабо развиты в эмоциональном плане, это положение к ним не применимо. Оно войдет в силу, когда ребенок научится правильно подбирать цвета к предметам и сочетать их вместе, а на это, как мы уже отмечали, накладывают свой отпечаток социально-культурные факторы. Скорее всего в раннем возрасте больше расходоваться будут яркие цвета, раньше других будут укорачиваться карандаши красного, желтого, синего, ярко-зеленого и голубого цветов, в меньшей степени — карандаши оранжевого, коричневого, фиолетового, розового цветов и еще меньше или совсем не будут использоваться остальные цвета. И действительно, что значат для ребенка такие цвета, как лиловый или бежевый в наблюдаемом им мире?
Однако по мере взросления ребенок начинает пользоваться большим количеством оттенков. Почти все имеющиеся в его распоряжении цвета находят свое применение, и в десять лет ребенок будет использовать четыре оттенка зеленого цвета с той же непринужденностью, с какой в восемь лет он пользовался только одним, максимум двумя оттенками.
Разумеется, вы можете стимулировать развитие ребенка в этом плане. Общайтесь, разговаривайте с ним на тему цвета, ищите вместе общее и отличное в цветах и их оттенках. Отмечайте обычные и необычные сочетания цветов. Раскрашивайте картинки вместе с ребенком, помогайте ему подбирать цвета, старайтесь вносить разнообразие в его предпочтения, находить альтернативы. Учите тому, что в применении цвета в рисунках практически нет никаких ограничений, есть только различие реального и нереального, фантазийного. Может быть, ему также удастся уяснить существование такого факта, как разница в восприятии, что все люди видят мир и, его краски в частности, по-своему. Пусть ребенок пробует смешивать цвета и учится получать новые оттенки, пусть он ищет новые возможности и расширяет свои горизонты в этой сфере.
Мы уже говорили, что рисунок маленького ребенка может сильно отличаться от реальности, как ее воспринимаем мы, взрослые. Отчасти это связано с тем, что ребенок рисует по большей части то, что знает об объекте. Еще ярче это проявляется при использовании цвета. Его может совершено не волновать вопрос о том, насколько тот или иной цвет подходит конкретному объекту с точки зрения его реального отражения. Он воспользуется тем цветом, который ему больше нравится в данный момент. Со временем ребенок научится (или его научат) подбирать адекватные цвета для изображаемых объектов, но постарайтесь, чтобы он не перешагнул ту черту, за которой начинается схоластическое отношение к применению цвета, влекущее за собой приверженность к "точности" в изображении и неприятие других точек зрения, отказ от вариативности и таких понятий, как эмоциональное и смысловое значение цвета, отторжение и критику тех, кто применяет цвет более гибко и свободно.
Часто можно столкнуться с утверждениями о том, что каждый цвет несет в себе определенную смысловую нагрузку, является символом того или иного состояния: страх, гнев, любовь, зависть и т.д. Но все это настолько условно, что в действительности можно говорить лишь о применении цвета конкретным человеком в конкретный момент. То есть если данный ребенок использует красный цвет при раскрашивании человеческой фигуры ~ это в зависимости от обстоятельств может означать агрессивность или страх, радостное настроение или печаль и горе и т.д. Таким образом, ваша задача, на наш взгляд, должна состоять в том, чтобы изучить способы и манеру, привычки и особенности применения цвета в рисунке вашего ребенка, на основе чего вы сможете выносить суждения о его настроении, его чувствах, эмоциях, переживаниях.
Отслеживайте, как и в каких случаях он использует цвета, к каким он прибегает чаще, к каким реже. Отмечайте все особенности и соотносите с его самочувствием в данный момент. Применение какого цвета и с какой интенсивностью может указывать на депрессию и меланхолическое настроение? На основании чего можно говорить о сильном эмоциональном возбуждении? О чем может свидетельствовать сильное смешение цветов?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете получить, если постараетесь изучить предпочтения ребенка.

  1. Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируется тот или иной цвет на его рисунках, на фото из журналов, на одежде. Когда ребенок раскрашивает некий объект на рисунке, спросите у него, что он чувствует по отношению к этому предмету, какие эмоции он у него вызывает. Каким вкусом или запахом может обладать этот предмет, горячий он или холодный, гладкий или шероховатый, и в целом приятный он или отталкивающий? С чем его можно сравнить?
  2. Отметьте связь сказанного ребенком с цветом нарисованного объекта, а затем попросите его нарисовать нечто противоположное по качеству.
  3. Проверьте, всегда ли наблюдается подобное соответствие (сказанного на словах и изображенного на бумаге) в поведении ребенка. Как часто он говорит то же самое об одинаково раскрашенных объектах.
  4. В результате вы будете знать, с какими чувствами ассоциируется тот или иной цвет у ребенка. С другой стороны, вы сможете помочь ему прояснить эмоциональное значение цвета, лучше узнать и почувствовать его, научить его соотносить собственное душевное состояние с определенным цветом, выражать себя в цветовом решении рисунка и вносить смысл и упорядоченность в применение цвета.

С детьми маленького возраста нечто подобное вы можете проделывать в процессе простейшей совместной игры.

Игра "Нарисуем небо"

"Сейчас мы будем рисовать небо. Какого цвета небо мы нарисуем? Нарисуем синее небо. Синее небо бывает, когда светло, светит солнце, дети играют и смеются, всем хорошо. Что ты делаешь, когда светит солнце и небо синее? (...) Какого цвета еще бывает небо? (...) Небо бывает темное, серое. Когда бывает такое небо? Когда солнце прячется, на улице становится тихо и спокойно, никто не шумит. Что тогда делают дети? А ты что делаешь, когда небо серое? А когда бывает черное небо? Небо может быть черным ночью. Когда сильный дождь, плохая погода, небо тоже черное. Тебе хорошо или плохо, когда небо черное?" И так далее.

Продолжение Особенности детского рисунка. Содержание рисунка