^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Особенности детского рисунка. Содержание рисунка

особенности детского рисунка

Содержание рисунка

В рисунках детей отражается их жизненный опыт, их видение окружающего мира, их отношение к внутреннему и внешнему миру, который в виде некоего образа откладывается как в их сознании, так и в их бессознательном. Ребенок переносит на свой рисунок "истинную" картину своего внутреннего мира, наполненность и пустоту этого мира, его свет и тени, его умиротворенность и конфликты.
Рисунок на свободную тему, когда ребенок ничем не ограничен в своем творчестве, чрезвычайно полезен в тех случаях, когда дети оказывают сопротивление в выполнении конкретных тестов, не хотят подчиняться чужим инструкциям, но могут нарисовать то, что им самим хочется. В таком рисунке не в меньшей мере, чем в тестовой ситуации, выражается взгляд ребенка на окружающий мир. Прибегая к этому методу, вы просите ребенка: "Нарисуй, все, что хочешь".

При этом он должен знать, что может говорить и рассказывать в процессе рисования все, что придет ему в голову и что он почувствует. Важен не только сам рисунок, но и те ассоциации, которые спонтанно возникают как в процессе работы, так и по ее окончании. Будучи озвученными, эти ассоциации дают богатую информацию, очень полезную для изучения личности ребенка. В частности, такого рода информация может помочь обнаружить на ранней стадии развитие психопатологии или наличие некоторых отклонений развития. Вы сможете узнать о самых глубоких личных переживаниях ребенка.
Однако на кажущуюся простоту и легкость толкования рисунков полагаться не следует. Во что бы то ни стало избегайте делать скоропалительные выводы. Вы можете легко совершить серьезную ошибку. Например, изображение на рисунке жестокой аварии, крушения или кровавого боя может оказаться для ребенка здоровой отдушиной для его агрессивности и, наоборот, изображение зоопарка с животными в клетках может означать его чувство изолированности и отчужденности. Выносить на основе одного рисунка, или даже нескольких, твердые суждения вряд ли сможет даже опытный специалист. Что он действительно сможет сделать и в чем вы можете последовать за ним, так это выдвинуть некоторые гипотезы, которые подтвердятся или будут опровергнуты в ходе дальнейших наблюдений за ребенком. Поспешность может быть простительна только в том случае, если вы заподозрили нечто серьезное и без замедления обратились за советом к специалисту. Благодаря рисункам, дети могут раскрыть и успешно разрешать конфликты, к которым вы не могли бы добраться другим способом.
Не следует бояться того, что вербализуя свои чувства, конфликты и желания, ребенок столкнется с негативными переживаниями. Подобные случаи вполне возможны и даже закономерны, поскольку ситуации, дающие ребенку чувство защищенности, безопасности и поддержки, оказываются максимально благоприятными для проявления глубоких, обычно вытесняемых аспектов личного опыта: фрустрации, агрессии, страха и т.д. Будучи однажды вытесненными, они вновь получают выход в спонтанном творческом акте. Это дает ребенку возможность стать с ними лицом к лицу и силы, чтобы заново пережить их в игровой форме, принять и интегрировать. Если ему удается это сделать, он перестает бояться и избегать их, он начинает чувствовать, что лучше контролирует свои эмоции и может позволить себе мыслить свободно и независимо. Все это дает ему чувство самодостаточности и идентичности.
Если вам покажется или вы почувствуете, что в рисунке ребенка выражаются какие-то негативные чувства, о которых он тем не менее ничего не сообщает, попробуйте сделать шаг навстречу — попросите его нарисовать еще один рисунок, пусть он изобразит на нем свой страх или злость — что угодно. Если он чувствует себя в безопасности — это поможет ему разрешить имеющийся душевный конфликт. Найдя в себе силы и уверенность выплеснуть на бумаге свои чувства, он наверняка сможет затем поговорить с вами об этом. Последующие рисунки, может оказаться, будут выражать все больше эмоций.
Маленький ребенок посредством рисунка может рассказать о проблемах, которые не смог бы выразить в словах, — таких, как, например, конфликт родителей или плохое обращение с ним окружающих взрослых. Рисунок может использоваться и как средство, позволяющее переработать страхи, возникающие из проблем ребенка. Сигналами таких страхов, например, могут являться рисунки, на которых постоянно появляются чудовища. В таких случаях можно попросить ребенка нарисовать безопасное место, недоступное для чудовищ, а затем обсудить с ним те чувства, которые возникают от полученного таким образом чувства безопасности.
Один из способов узнать больше о значении рисунка — спросить об этом самого ребенка. Пусть это будет вербальный, то есть словесный, этап процесса исследования внутреннего мира ребенка через рисунок. Этот этап может состоять как из наводящих вопросов, задаваемых ребенку, или общей беседы и обсуждения рисунка, так и из рассказа на тему нарисованного, который ребенок сочиняет по вашей просьбе. В таком рассказе ребенок может без колебаний открыть вам свою душу, освобождаясь от наболевшего. Такой рассказ вкупе с выполненными ребенком рисунками позволит вам успешно войти в контакт с его внутренним миром.
Ребенок не может (по крайней мере примерно до 10 лет) рассуждать абстрактно, в целом обобщая, — все сказанное им опирается на его непосредственный опыт. Его рассказ — это, как правило, самовыражение. Возможно, отчасти в этом заключается ценность традиционных народных сказок: для ребенка они представляют возможность проецирования вовне, вынесения наружу, его мыслей и чувств, придавая им упорядоченную форму.
Что касается наводящих вопросов, то здесь нет каких-то строгих рекомендаций. Вы должны, опираясь на рисунок ребенка, попытаться разговорить его и почерпнуть из его ответов максимум полезной для себя информации. Постарайтесь узнать, почему ребенок нарисовал именно этот объект (объекты), почему именно в таком виде, в такой очередности, с таким расположением и т.д. О чем или о ком он думал в процессе рисования, какие чувства связаны у него с этим рисунком, что он ощущает сейчас. Чередуйте важные, глубокие вопросы с нейтральными. Примерный перечень вопросов, от которого можно оттолкнуться при построении беседы с ребенком вы найдете в главе, посвященной тесту "Дом-Дерево-Человек", под заголовком "Пострисуночный опрос".
Если же вы хотите, чтобы ребенок сочинил историю, то просто попросите его об этом. "Посмотри на этот рисунок. Расскажи мне, что здесь нарисовано. Сочини историю про это". Попросите ребенка рассказать о том, что происходит на рисунке; что происходило раньше; что произойдет потом. Будьте доброжелательны, проявляйте интерес, но не настаивайте и не давите на ребенка. Если вам удалось выбрать подходящий момент и создать доверительную атмосферу, ребенок без труда сочинит вам историю, в которой, о чем бы ни шла речь, будет рассказываться о нем.
Не следует ни осуждать, ни оценивать ребенка, ни поощрять его. Поощрять можно только его старание. Если вы будете записывать услышанное, то некоторые дети воспримут это как знак важности и значительности того, что они говорят. Они почувствуют в этом ваш интерес к ним и найдут это воодушевляющим фактом. Другие дети могут посчитать это нарушением некой интимности происходящего, попыткой распространения того, что сообщается вам одному "по секрету". Рисунок ребенка, повешенный на стене, также говорит ему о том, насколько он важен для вас. Точно так же он оценивает факт хранения вами всех его творений, без исключения, где-нибудь в отдельной, "как у
взрослых", папке.
Еще один вариант — прибегнуть к методике графического рассказа, когда ребенок рисует историю. Вы можете действовать совместно, что может помочь ребенку, если он чувствует какой-то барьер. Предложите ребенку работать следующим образом: вы оба садитесь за стол друг против друга, и каждый рисует свой рассказ. Создавая рисунок-историю, ребенок может действовать двумя способами: последовательно или по спирали. Первый способ — это что-то вроде комиксов, где действие разворачивается в серии рядо-положенных событий. В другом варианте главный персонаж или объект помещается в центр картины, а все действие происходит вокруг, как бы разворачиваясь
по спирали.
Примерное озвучивание нарисованного может быть следующим: "Мальчик пошел гулять с собакой, она от него убежала, он пошел ее искать, и тут начался дождь". История рассказывается, естественно, после завершения рисунка. Во время рисования ребенку лучше не мешать, не следует задавать вопросы или делать комментарии. Учтите, что ваши комментарии могут сильно повлиять на его манеру поведения, поэтому воздержитесь от них. Помните также, что ребенок во время рисования иногда входит в состояние концентрации, вывести из которой было бы ошибкой, потому что в таком случае он прервет нить своих мыслей, логику внутреннего рассказа.

Представление о себе.

Эти задания полезны в целях знакомства с ребенком, они могут применяться в группе (классе), чтобы облегчить процесс знакомства детей друг с другом, поделиться своими переживаниями. С их помощью ребенок может повысить степень самоуважения и самопринятия.

Карта моего "я"
Каждый из нас имеет много сторон. Мы все - "многосторонние личности". Вспомните, как вы злитесь. На что похоже ваше "я", когда вы испытываете злость? А когда вы испуганы? Когда ведете себя смело? Когда обижены, как вы представляете свое "я"? Попробуй нарисовать такую картину, которая отражала бы различные аспекты вашей личности. На что похоже ваше хорошее "я"? А на что плохое "я"? Попробуйте представить и изобразить различные части своего "я" любым способом.
(Это упражнение полезно для исследования поведения, формирования самоуважения и самопринятия.)

Мечты сбываются
Представь, что твоя самая большая мечта сбылась! Нарисуй ее!

Можешь вспомнить, о чем ты еще мечтал? Какая у тебя была мечта - смешная, радостная, нереальная, смутная, ужасная, стыдная? Нарисуй ее.

Скажи про себя: "Я хочу, чтобы...". Нарисуй это! Что ты любишь больше всего в жизни? Нарисуй это!

Портрет снаружи и изнутри
Что видят другие люди, когда рассматривают тебя? Каким они видят тебя? Что ты показываешь им? (Пауза.) Как ты чувствуешь себя изнутри? Твой внутренний образ отличается от того, что видят другие? Например, окружающие люди думают, что ты храбрый, но ты чувствуешь себя внутри испуганным. Или люди могут думать, что ты слабый, но ты знаешь, что ты сильный в душе. Другие могут видеть тебя спокойным и счастливым, но ты не можешь сказать, что чувствуешь внутри то же самое. Нарисуй два своих портрета. Один портрет - это ты снаружи, а другой - это каким ты видишь себя изнутри.
(Рисунок может быть создан любым способом.)

Источник: Кэтрин Тэйлор "Психологические тесты и упражнения для детей".

Начало Особенности детского рисунка. Часть1