^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Как вести себя с тревожными детьми

Часто родители переживают из-за того, что их ребенок очень тревожный, пугливый, боится темноты, одиночества, собак, ребят во дворе, одним словом, всего. Как же вести себя с тревожными детьми? Как исправить ситуацию?
Родители в силах помочь маленькому «трусишке» вырасти смелым, активным, а не мнительным занудой с манией преследования и заниженной самооценкой. Причем от вас не потребуется для этого титанических усилий. Поручения, которые вы даете ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете малыша на неудачу, а следовательно, на снижение самооценки.

Воспитывая методом «кнута и пряника», предпочтение отдавайте «прянику». Вспомните себя в возрасте сынишки или доченьки. Как часто вам, наверное, хотелось услышать: «У тебя это получится!», «Ты это умеешь делать хорошо!», «Молодчина!».
И еще... Никогда не сравнивайте ребенка с кем-либо, тем более, если сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами или неудачами ребенка. («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Сегодня ты постарался меньше, чем вчера, поэтому у тебя получилось хуже. Но, я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».) Оптимистичные прогнозы «на завтра» не дают повода ребенку считать себя безнадежным.
Играем в темноте.
Многие дошкольники боятся входить в темную комнату. Просят включить свет, умоляют маму или папу остаться с ними на ночь. Поначалу кажется, что ничего страшного в этом нет. Но если ребенок устраивает истерику или перестает нормально спать, мы начинаем хвататься за голову. Что делать? Как научить малыша перестать бояться темноты? Попробуйте поиграть с ребенком... в темноте.

  1. Не отменяйте прогулок с ребенком после наступления темноты (конечно, если это не опасно). Дети, освоившись с неярким освещением улицы, легче привыкнут к такому свету и дома.
  2. Поиграйте с ребенком вместе в полутемной комнате с приоткрытой дверью - пусть по сюжету наступит ночь, и путешественникам, застигнутым врасплох, придется искать дрова для костра (ими могут быть и кубики, и подушки от дивана).
  3. Принесите в спальню карманный фонарик, зажгите его и закройте чем-нибудь вроде коробки из-под обуви и притворите дверь. Фонарик - прекрасное средство для ориентирования в пространстве, которое к тому же помогает ребенку развить навыки управления собственными движениями. Вот неполный список того, чему еще могут научиться дети, играя в спальне с карманным фонариком. Если взять в руку фонарик и быстро вращать им, получается нечто вроде маленькой мельницы. Можно освещать пространство перед собой, сзади себя, над собой, опускать вниз, сидя на корточках, ползая на четвереньках, создавать на полу нечто вроде улитки, поднимая фонарь - уменьшать круг света, опуская - увеличивать его.
  4. Придумайте сказку про мальчика, игрушечного мишку, которые боялись темноты. Пусть героям сказки будет стыдно за свой страх, и они изо всех сил попытаются его преодолеть. Если малыш почувствует, что он не одинок в своем страхе, ему легче будет «раскрыться».
  5. Скажите, что его любимая игрушка боится темноты больше, чем он. Тогда, успокаивая любимца, ребенок почувствует себя сильнее и старше и сможет справиться со страхом.
  6. Устройте несложный «театр теней», поместив фонарик за развешенную простыню, зайдите за нее и попросите малыша угадать, какие движения вы делаете.
  7. Потанцуйте вместе с ребенком в полутьме с приоткрытой дверью или в свете фонарика. Двигайтесь под музыку или без, под медленные и быстрые мелодии, под музыку, прерываемую короткими моментами тишины.
  8. Вместе с малышом погримасничайте перед зеркалом, освещая лица фонариком. «Наведите» фонарик на свое ухо, ногу, руку, предложите ребенку, глядя на ваше отражение, сделать то же самое у себя. В конце такого эксперимента предложите ребенку порисовать на темы ночи и сна, вместе сочините колыбельную песенку, смастерите кроватку для куклы-трусишки, которая боится темноты.

И рисуйте, рисуйте вместе!
Пусть все негативные эмоции малыша останутся на бумаге, а в жизни он будет жизнерадостным и бодрым, даже в кромешной темноте!

Источник: Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 191 с.