^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Потребности новорожденного

потребности ребенка

Человек родился!

Если не считаться с потребностями новорожденного и постоянно подавлять ребенка,
то в будущем это скажется на его развитии.

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Вплоть до 60-х годов прошлого века мало кто брал во внимание детские нужды. Правильнее даже было бы сказать, они вообще не учитывались. Больше думалось о том. как облегчить жизнь матери и персонала родильных домов Помню в середине 80-х я спросил у заведующего отделением одного из роддомов, почему детей кормят каждые три часа и почему ребенок не может находиться вместе с матерью. Ответ был незамедлительный и краткий: так легче медсестрам! Да. в те времена нехватка медсестер была значительнее, чем сейчас. Но меня удивило и даже вызвало раздражение мнение, что ребенок — никто и он должен все вытерпеть. Никто не считался с тем, что малыш — такой же человек, как и взрослый, и у него тоже есть свои права.
Когда мы рождались в советское время, нас «заворачивали» как кокон, кормили из бутылки с соской каждые три часа, а не тогда, когда мы хотели и могли это делать. И дальше уже было проще продолжать «выравнивание» и деление на касты — наступало время октябрят, пионеров. комсомольцев, и в обществе сформировался определенный своеобразный человек homo sovieticus, который был приучен к нормам и запретам, продиктованным «сверху».

 

Естественный ход жизни

В 80-е годы малоизвестные тогда врачи Питер Вольф (Dr. Peter Wolff) из Бостона и австрийский профессор Хайнц Прехтль (Heinz F R Prechtl) впервые описали шесть ступеней  сознания ребенка. Это по тем временам большое открытие сразу прославило их на весь мир, и теперь все, кто занимается проблемами новорожденных, в первую очередь цитируют именно их.
Можно считать, что это было первое научное понимание того, что ребенок слышит, видит и понимает так же. как и взрослый. До этого царило мнение, что ребенок — грубо говоря, как кусок мяса, у которого нет потребностей и эмоций, его можно заворачивать, разлучать с матерью, вообще не обращать внимания на его нужды, и он может пребывать лишь в двух состояниях — спящем или орущем Сегодня подобное отношение кажется нам преступлением, но во многих странах мира оно существует до сих пор. Помню, в 2002 году на Мальте проходило обучение от Всемирной организации здравоохранения (WHO/EURO), где я читал лекцию, и ко мне подошли неонатологи из Косово.
Они показали фотографии отделения новорожденных, и снимки эти не производили впечатления, что это медицинское учреждение. Они напоминали удручающий вид концлагеря, где десять малышей, завернутые как куклы, лежали в одной кровати, не учитывались никакие их личные потребности, не существовало ни материнской заботы, ни нежности.
Судя по международным новостям, можно понять, что в роддомах многих стран до сих пор нет существенных изменений.
Возвращаясь к открытию Вольфа и Прехтля, можно утверждать, что оно позволило родителям лучше узнавать и чувствовать своих детей, правильно замечать нужды ребенка и вовремя улавливать момент, когда малыша нужно кормить и пеленать. Игнорирование потребностей новорожденных и подавление ребенка существенно влияют на его дальнейшее развитие.

Когда ребенок рождается, первые 40 минут его жизни особенные.

Крайне важные первые 40 минут

Когда ребенок рождается, первые 40 минут его жизни — особенные.
Именно в это время он пребывает в фазе спокойного бодрствования и после жизни проведенной в теле матери, впервые знакомится со своими родителями Отлучать ребенка от мамы после родов — жуткое насилие Представьте, что испытывает ребенок, который в свои первые минуты завернут как кулек' В эти первые минуты ребенка нужно ободрить, ему надо помочь, быть рядом. Уже позже можно начинать общаться с ним по-другому, проводить процедуры и тому подобное.
В первые 40 минут ребенок активен, засыпает он. только если ему делают что-то «не то». Например, проводят неприятные процедуры. Если роды были естественными и малыша сразу после рождения положили к маме на живот, он начинает двигаться по направлению к маминой груди.
Пуповину тоже нельзя перерезать сразу. Вокруг пупка матери — огромная энергетическая зона, которая передает ребенку информацию, которой могут обмениваться только двое связанных между собой людей, мать и ребенок. Если ребенок добрался до груди и получил первые капли молозива — он победитель
Сразу после рождения ребенок спит почти 90% всего времени. Часто он засыпает уже в момент, когда находится «на груди» и это хороший, добрый знак У новорожденного уже с рождения свой собственный ритм: хочет — спит, хочет — бодрствует, и он не должен жить «согласно расписанию» мамы или кого-то еще. В природе так устроено, что ребенок сам знает, что и как для него лучше.

Очень чувствительный

Во время сна малыш 50% времени проводит в глубоком сне и 50% — в активном Эти фазы меняются каждые полчаса Вольф и Прехтль выработали концепцию, согласно которой у детей можно наблюдать две фазы сна, три фазы бодрствования и одну переходную фазу между сном и бодрствованием. Соответственно, у сознания ребенка есть шесть стадий
• фаза глубокого сна,
• фаза активного сна,
• переходный этап от сна к бодрствованию,
• фаза спокойного бодрствования,
• фаза активного бодрствования,
• плач.
Важно, чтобы это знали и родители, и медицинский персонал, чтобы лучше понять ребенка и лучше среагировать на его потребности.

Сразу после рождения
ребенок спит почти 90%
всего времени. Часто он
засыпает уже в момент, когда
находится «на груди», и это
хороший, добрый знак.

Фазы сна делятся на периоды глубокого и активного сна.
В фазе глубокого сна дыхание ребенка регулярное и нет движений, а в фазе активного сна — нерегулярное и есть движения В глубоком сне лицо ребенка не напряжено, веки закрыты и неподвижны, тело почти неподвижно, за исключением редких движений или подергиваний рта. В активном сне глаза ребенка закрыты, но время от времени приоткрываются, он слегка шевелит телом, дыхание нерегулярное, время от времени может «корчить» гримасы, шевелить бровями ит.д.
Зная эти нюансы, вы перестанете волноваться и бояться за ребенка, переживать о том, почему он так «странно» дышит или дергается во сне — это все укладывается в рамки нормального поведения малыша.
Фаза бодрствования делится на три части: спокойное бодрствование, активное бодрствование и плач. Фаза спокойного бодрствования — лучшее время для контакта с малышом и мамы, и близких, и медперсонала. В этой фазе глаза ребенка полностью открыты, с ним можно играть, он внимательно наблюдает за всем и всеми Он точно и однозначно реагирует на маму и других окружающих: если мама смеется, то и он смеется если мама подавлена, то подавлен и ребенок
В активном бодрствовании ребенок часто двигается, издает звуки наблюдает, в течение нескольких минут слегка шевелит ручками и ножками.
Плач — особая часть фазы бодрствования Важно знать, что беспокойство и плач — нормальное поведение ребенка Если ребенок плачет, то если взять его на руки, плач обычно переходит в фазу активного бодрствования.
Эти открытия стали очень важны в обучении медицинского персонала. Во многих роддомах часто происходит так: прежде всего — комфорт врача или медсестры, чтобы им было удобно выполнять свою работу. Но выходит что эти учреждения созданы для медиков. а не для матери и ребенка! Мнение, что аппарат вполне способен заменить маму. — большое заблуждение. Ребенок — очень чувствительная человеческая сущность. Он слышит, видит, чувствует, воспринимает, узнает и маму, и папу, и ему свои родители нужны больше, чем кто-либо или что-либо.
Это и было главной мыслью доктора Вольфа и профессора Прехтля - ни одна высочайшая медицинская технология, ни высокая квалификация врача или медсестры не сможет дать малышу то, что ему нужно, и заместить целостность матери и ребенка.
Источник О чем врачи не говорят, №3, 2019г