^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

"Комплекс оживления"

комплекс оживления

Из того факта, что в поведении новорожденного ребенка мы обнаруживаем полезные реакции, нетрудно заключить, что многие нервные клетки и связывающие их волокна готовы получать раздражения из внешней среды и отвечать на них.
Многие — но далеко не все.
Каждой матери знакома такая картина: малыш, накормленный и уложенный на сухую пеленку, не лежит спокойно — его ручки и ножки совершают беспорядочные движения, пальцы рук то сжимаются в кулачок, то растопыриваются, глаза «бегают», причем часто один смотрит в одну сторону, другой — в другую (и кажется, что малыш косит), непрерывно меняется «выражение лица» — брови поднимаются и опускаются, лоб наморщивается.

 

У многих новорожденных отмечается и повышенная возбудимость. Они вздрагивают не только от внезапных звуков, от сильного света— это можно наблюдать и когда малыш просыпается, и когда он срыгивает или мочится, и когда мы неожиданно перекладываем его с одного места на другое.
Беспорядочные движения новорожденного и легкая возбудимость — убедительные свидетельства, что процессы торможения еще слабы, и возбуждение как бы разливается по всей коре головного мозга.
Вес мозга новорожденного составляет в среднем четвертую часть веса мозга взрослого человека. В то же время, если у взрослого вес мозга составляет сороковую часть веса тела, то у новорожденного этот показатель куда больше— примерно восьмая часть веса всего тела приходится на мозг.
Количество клеток в мозге новорожденного то же, что в мозге взрослого (15 миллиардов!), но сами клетки еще недостаточно развиты. Уже после рождения происходит интенсивное развитие формы и величины клеток коры, особенно в ее лобной части. В первые месяцы жизни вес мозга ежемесячно увеличивается на 30 г. Возрастает число нервных связей между разными клетками и разными их группами. Нервные волокна покрываются специальной оболочкой — миелином.
Особенно быстро развиваются те участки коры, которые связаны с получением внешних впечатлений: например, всего за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в два раза.
В нормальных условиях новорожденный обеспечен достаточным количеством зрительных и слуховых впечатлений («сенсорной информацией»), доставляемых ему теми взрослыми, которые ухаживают за ним, поэтому созревание мозга выглядит как само собой разумеющееся. Но мы уже говорили о том, что лишение органов чувств возможности упражняться и доставлять в мозг разнообразные сигналы из внешнего мира привело бы с неизбежностью к резкому замедлению развития. К счастью, желание близких «пообщаться» с малышом в первые дни и недели особенно велико.
Сон и бодрствование у новорожденного первоначально мало чем отличаются друг от друга: даже во время сна можно наблюдать постоянные движения, напоминающие те хаотические движения, которые мы отмечаем во время бодрствования; а бодрствование похоже на сон: ребенок как бы дремлет. Но постепенно, в течение месяца, накапливаются новые приметы. Связаны они с тем, что у малыша развиваются еще два вида сосредоточения — слуховое и зрительное.
Примерно в это же время ребенок начинает следить глазами за медленно движущимися предметами (а потом и останавливать взор на неподвижных). Вскоре малыш «откроет», что у него есть ручки.
Доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром вступает кора, служит образование первых условных рефлексов. Уже вскоре после рождения ребенок, взятый на руки в положение, обычное для кормления, начинает искательные движения головой, раскрывает рот, у него появляются сосательные движения.
В конце первого — начале второго месяца ребенок начинает выделять взрослого из окружающей обстановки. Трудно в точности сказать, какими он видит нас, но, скорее всего, он воспринимает лицо человека, вернее— верхнюю его часть.
Примерно в это же время возникнет первая улыбка, так радующая близких. Действительно, очень важно, что малыш обнаруживает уже и положительные эмоции. До сих пор он был способен лишь на выражение недовольства. О том, что он голоден, что пеленки мокрые и ему холодно, что он устал и ему хочется спать, новорожденный оповещал криком (при нормальном воспитании оглушительное «уа» незаметно переходит в менее бурное выражение неприятных переживаний — в плач). Таким образом, отрицательные эмоции играют важную роль в первые недели жизни ребенка.

С чем же связаны первые положительные эмоции новорожденного? Отмечено, что само по себе удовлетворение органических потребностей их не порождает. Устранение утомления сном, голодного возбуждения— пищей лишь снимает отрицательные эмоции. А вот радуется малыш только по той причине, что с ним общается взрослый! Более того, оказывается: радость эта может быть чрезвычайно значима для малыша, она возникает несмотря на то, что «обстоятельства жизни» (голоден, устал, холодно, неудобно) должны были бы породить плач. Значит, происходит что-то очень важное, а именно удовлетворяется потребность ребенка в общении.
Постепенно у ребенка вырабатывается особая реакция, обращенная к взрослому. Ее называют комплексом оживления. Это и в самом деле комплекс — мы наблюдаем, как ребенок останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ножками и ручками, издает тихие звуки...
Период новорожденности выполнил свою задачу — связь ребенка со взрослым установлена.