^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Чтобы малыш рос здоровым.

чтобы малыш рос здоровым...

Малыши легко ранимы, чувствительны ко всякого рода неблагоприятным воздействиям. Недостаточно тренированна терморегуляция — и ребенок легко может охладиться или перегреться. Слабо развит наружный (роговой) слой кожи — и при невнимательном уходе возникают опрелости и раздражения. Подвержены маленькие дети заболеваниям органов дыхания и пищеварения. От скопления газов, особенно в первые месяцы жизни, у младенцев часто возникают боли в животе...

Когда ребенок нездоров, у него ухудшается аппетит, он становится вялым, раздражительным, ничто его не интересует. Ослабленные дети часто отстают в весе и росте, в развитии движений, быстро утомляются. Эмоции их гаснут, порой они равнодушны к играм и забавам, общая картина поведения тусклая. Плохое состояние здоровья может задержать развитие ребенка.
Родители знают: чтобы ребенок рос здоровым, надо прежде всего обеспечить ему хороший уход — тщательно соблюдать все гигиенические требования по выполнению режима дня, правильно кормить малыша, заботиться о том, чтобы он спокойно спал, а бодрствование было активным. Надо укреплять организм ребенка, призывая на помощь воздушные и водные закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, массаж и гимнастику. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, он содействует расширению кровеносных и лимфатических сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы, усилению функции потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится упругой и эластичной, повышается ед сопротивляемость к механическим, температурным и другим воздействиям среды. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат ребенка, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.
Массаж и гимнастику можно делать с 1,5—2 месяцев жизни ребенка (ежедневно в часы бодрствования, спустя 30—40 минут после еды или за 20—30 минут до еды, если ребенок находится в спокойном, бодром состоянии).
Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха +20 +22 , а в летнее время на воздухе в тени, без ветра при температуре не ниже + 22°. Занятия проводятся на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой; руки взрослого должны быть чистыми и сухими. В самом начале занятий, когда ребенок только привыкает, раздевать его надо постепенно. Спустя 3—4 дня ребенка раздевают полностью, и он одновременно получает воздушную ванну. Массаж и гимнастические упражнения проводятся осторожно, мягко, без насилия и в медленном темпе, так как у грудного ребенка кожа, мышцы, связки, костная система очень нежны. Применять тальк или вазелин при массаже не рекомендуется, так как они засоряют поры кожи ребенка. Во время занятий старайтесь поддерживать у ребенка хорошее, радостное настроение разговаривайте с ним.
И конечно, необходимо предохранять ребенка от простудных и инфекционных заболеваний: своевременно делать прививки, исключать контакты с заболевшими детьми, изгонять сквозняки, одевать малыша в соответствии с температурой воздуха, по погоде.
Но если родители знают это твердо, если они отчетливо представляют себе, как все это делать, перед ними порой все равно встают неожиданные трудности. Дело в том, что наши намерения могут иногда не совпадать с желаниями ребенка. Даже совсем маленькие дети не всегда соглашаются, чтобы с ними проделывали то, что считают нужным взрослые. Уже с момента рождения, как вы помните, ребенок способен различать вкус пищи, испытывать боль, и очень скоро он начинает «запоминать» то, что доставляет ему неприятности. Всеми доступными средствами малыш противится нашим действиям, протестует против неосторожного обращения с ним, выражает свое «я», отдавая предпочтение одним видам пищи и отказываясь от других.
Малыша, например, хотят накормить овощным пюре, а он, к досаде взрослого, выплевывает это блюдо, приготовленное с такой тщательностью. Если и в дальнейшем взрослые не находят общего языка с малышом, кормление превращается в сущую пытку для обеих сторон. Случается и так: малыша укладывают спать, а он никак не засыпает. Он может отчаянно сопротивляться купанию или панически бояться горшка.
Значит, в его маленьком опыте было уже что-то такое, что доставило ему неприятности, напугало. Возможно, ребенка однажды искупали в слишком теплой воде, или попало мыло в глаза, или он захлебнулся водой из ванночки. Теперь, хотя и вода не горяча, хотя соблюдается особая осторожность, он плачет и сопротивляется. Если малыша кормили насильно, он капризничает, отказывается есть, хотя и голоден.
Поэтому очень важно с первых дней стараться создать у малыша положительное отношение ко всему тому, что составляет уход за ним. Взрослые должны стремиться к тому, чтобы ребенок с удовольствием купался, охотно ел, радовался сборам на прогулку... Только в таком случае огромные усилия, которые затрачиваются на уход за малышом, принесут желаемые плоды. И все это не только для его здоровья — здесь прямые следствия для воспитания. Только при таком подходе предупреждается появление капризов, непослушания, устанавливаются ровные, спокойные взаимоотношения между ребенком и взрослым, укрепляется привязанность и доверие малыша к близким людям, создается у него общий жизнерадостный настрой.
Как достичь этого? Рецептов на все случаи жизни дать невозможно. Но существуют испытанные, оправдавшие себя положения.
Не следует применять по отношению к ребенку насильственное действие. Лучше пропустить кормление, отказаться от какого-то намерения или повременить с ним, пока не удастся изменить настроение малыша.
Пробуждайте активность ребенка, привлекайте его к посильному участию в кормлении, одевании, раздевании, купании. Сначала, конечно, такое участие минимально, но с возрастом оно должно становиться все более заметным. Малышу интересно быть участником событий, и в таком случае он охотнее выполняет указания взрослых, у него легче складываются необходимые навыки и привычки.

Ухаживая за ребенком, никогда нельзя раздражаться, подходить к малышу с мрачным видом. Ласково, заботливо, осторожно выполняя необходимые процедуры, разговаривая с малышом, взрослые могут добиться того, что даже и самые «неприятные» из этих процедур не вызовут у него протеста.
Связывайте те или иные моменты ухода с удовлетворением любопытства, любознательности малыша. Так вы сможете — доставляя радость ребенку! — расширить его кругозор, познакомить его со свойствами предметов и явлений (вода льется, суп горячий, компот сладкий), с правилами поведения (есть надо ложкой, вставать из-за стола только тогда, когда кончишь есть, и т. п.), назвать предметы и действия, которые вы с ним производите...
Чтобы ребенок не противился тому, что его укладывают спать, собирают на прогулку, чтобы он охотно ел, умывался, надо выполнять это изо дня в день в установленное время, приучать ребенка, как говорил А.С.Макаренко, к «определенному часу». Тогда дети постепенно начинают принимать те или иные предложения взрослого как должное, без капризов и протеста.