^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Младенческий возраст (0—1 год)

младенческий возраст

Младенческий возраст (0—1 год)
В это время ребенок функционирует на уровне индивида. Как субъект деятельности и как личность он еще не сформирован.

Условия для развития и воспитания

Установление контактов младенца с окружающими людьми
Взаимодействие с детьми в мире предметов материальной и духовной культуры с использованием выработанных человечеством средств и форм общения
Отношения, складывающиеся между ребенком и взрослыми в этот период, определяют и психическое, и поведенческое развитие младенца

Основные задачи воспитания

обеспечение гигиенического ухода, благополучия и спокойствия ребенка, формирование положительных и предупреждение возникновения отрицательных привычек

Основные механизмы развития

подражание взрослым, которое после шести месяцев становится основой для овладения ребенком новыми средствами коммуникации и способами предметных манипуляций

Кризис первого года предполагает изменение воспитательных воздействий взрослых, которым необходимо:
• предвосхищать возможные действия ребенка, стараясь максимально расширить поле безопасного действования младенца;
• разнообразить свое взаимодействие с ребенком за счет различных совместных действий;
• предложить ребенку некоторые новые формы сотрудничества.

 

Особенности развития

1. До шести месяцев общение младенца со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер
В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции, интонация, так называемые выразительные движения: позы, мимика, прикосновения, поглаживания, прижимания к груди.
2. После шести месяцев у ребенка формируется деловое общение со взрослыми
В качестве средств общения наряду с эмоциональными реакциями используются действия с предметами.
3 Формируется особое качество — привязанность к людям
Человек, ставший объектом привязанности, способен оказывать на ребенка более сильное влияние, чем другие люди. Как правило, в младенчестве таким человеком для ребенка становится мать.
4. Отмечаются первые проявления самостоятельности, настойчивость при достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим его людям, вещам
5.Со второго полугодия дети активно повторяют и воспроизводят движения и действия взрослых
6. Под влиянием речи взрослых у ребенка развивается речевой слух
Для того чтобы данный процесс протекал успешно, нужно разговаривать с ребенком.
7. К началу второго полугодия в манипуляциях ребенка появляется направленность на результат
Задача взрослых на данном этапе — привлечь внимание младенца к результату его действий с предметами.
8.К концу года некоторые слова взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер

Младенец понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Появляется возможность воздействовать на его поведение через речь. Ребенок может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо». Так создаются предпосылки для формирования более сложного поведения в раннем возрасте.

Источник: Схемы по педагогической психологии : пособие для студентов, изучающих психологию и педагогику / сост. О. Г. Ксёнда. — Минск : БГУ, 2008. — 115 с