^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Манипулирование предметами

манипулирование предметами

Слово «манипуляция» в обыденной речи имеет явно неодобрительный оттенок. Но сейчас этот оттенок надо забыть — психологи называют манипуляциями действия, которые ребенок производит с предметами.
Первые манипуляции, возникающие в то время, когда ребенок оказывается в состоянии удержать предмет, очень просты. Вот малыш схватил погремушку, подержал некоторое время, выпустил, затем снова схватил. Если перед ним две игрушки, он может схватить одну, выпустить ее, схватить другую.

 

Со всеми игрушками — независимо от их свойств — малыш поначалу занимается примерно одинаково: возьмет игрушку, осмотрит ее, переложит из руки в руку, пососет, помашет ею, постучит по кроватке или по другой игрушке.
Постепенно в манипуляциях малыша появляется очень важная черта — он начинает замечать результат своего действия. Игрушка приближается и удаляется, погремушка гремит, резиновая куколка пищит. Можно попробовать повторить этот результат! Таким образом возникает направленность на результат действия, а смысл исследовательской деятельности малыша выражается теперь вопросами «что с этим можно делать?», «что такое?».
С того момента, когда у младенца возникает интерес именно к результату действия, открытие новых свойств предметов идет все интенсивнее. Мячик катится, а кубик, если его толкнуть, сдвинется лишь чуть-чуть. Крокодильчика, который пищит, можно сжать, а деревянный человечек твердый. Погремушки гремят, а пластмассовая утка молчалива...
Когда малыш начинает манипулировать с двумя предметами, направленность на результат становится особенно ясной. Вместе с тем малыш открывает свойства, связанные с взаимоотношениями предметов. Малыш упорно старается сблизить две игрушки, поставить одну на другую, всунуть один предмет в другой. При этом он открывает некоторые новые интересные свойства — оказывается, один предмет может находиться в, на другом, над, под, за другим... (Не забудем, что все эти свойства малыш «знает» лишь в тот момент, когда действует, — прекращается действие, исчезает и «знание».)
Месяцам к 9 ребенок может использовать некоторые предметы, а также различить некоторые свойства предметов. Он стаскивает с ноги носок, снимает с головы шапочку; катает шарики, мячи; засовывает пальчик в отверстие и вытаскивает; складывает игрушки в ящик, а затем снова вынимает их оттуда; бросает колечки, чтобы посмотреть, как они будут крутиться; бросает на пол игрушки, чтобы услышать, какой звук они издают при падении. Если результата не удается добиться сразу, малыш выказывает настойчивость, пытаясь добиться своего.

Так, постепенно ребенок открывает, что существует мир предметов, что эти предметы расположены в пространстве, что они обладают некоторыми постоянными свойствами — разные предметы разными.
У ребенка 6—7 месяцев представление о пространстве предметов отсутствовало, он довольствовался сменяющими друг друга впечатлениями. Предмет, исчезавший из поля зрения ребенка, переставал для него существовать.
Но позднее, месяцев в 9—10, дети начинают искать исчезнувшие у них на глазах предметы, понимать, что они не перестали существовать, а просто находятся в другом месте.
Способствуют развитию этого понимания разнообразные игры в прятки — мать закрывает свое лицо руками, прячется за дверь, за спину отца, а затем неожиданно показывается малышу; вскоре он и сам начинает прятаться — натягивает на голову пеленку, а потом весело выглядывает из-за нее. Потом можно начать прятать игрушки — на глазах ребенка! — то на высокой полочке, то на низенькой скамеечке, то среди других игрушек; искать их малыш будет вместе с вами.
Овладение разнообразными движениями и действиями позволяет теперь ребенку видеть предметы с разных точек зрения, на разном расстоянии. В результате восприятие становится более устойчивым: ребенок узнает предмет независимо от того, как он повернут; он правильно определяет величину предмета, на каком бы расстоянии он ни находился.