^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Первые обобщения

первые обобщения

Ребенок последних месяцев первого года жизни легко устанавливает связь между случайно выполненным движением и результатом, который получился. Он стремится вновь получить тот же результат — и осваивает новые действия.
Малыши этого возраста любят звучащие игрушки и предметы. Они гремят мелкими игрушками, сложив их в коробку нажимая на формочку, двигая ею по полу, прислушиваются и производимым ею звукам; с удовольствием открывают и закрывают скрипящую дверцу шкафа...
Ребенок сам, без помощи взрослого, начинает вынимать предметы, открывать коробки, дверцы, снимать кольца пирамидки. Освоить противоположные действия — вложить закрыть, надеть — ему сложнее. Надо ведь не только понять что меньший предмет вкладывается в больший, кольцо надевается на стержень, крышкой можно закрыть коробку, но и освоить новые манипуляции.

 

Ими малыш овладевает в этом возрасте обычно с помощью взрослых. Сперва, вызывая ребенка на подражание, ему показывают несколько раз, как открыть или закрыть матрешку, приговаривая: «Открыл, а теперь — закрыл». Если подражание не получается, можно дать ему матрешку, неплотно закрыв ее. Ребенок берется за верхнюю часть, но взрослы! продолжает держать основание матрешки, и поэтому малыша в руках оказывается верхняя ее половина; тогда взрослый говорит: «Открыл! А теперь закрой!»— и с этим словами немного приближает основание матрешки к ее верх ней половине, находящейся в руках у малыша, и помогает ем; закрыть ее.
Если среди игрушек имеются различные открывающиеся предметы: коробки разной формы и величины, матрешки грибки, — то ребенок вначале пытается использовать неподходящие по форме или размеру крышки. Но неправильно подобранная крышка или плохо закрывает коробку или проваливается внутрь, что ребенка не удовлетворяет, он пробует вторую, третью, пока не найдет нужную. Постепенно он научается хорошо различать коробки и крышки, уверен но выбирает нужную ему и каждую коробку закрывает соответствующей ее величине и форме крышкой.
Точно так же, научившись накладывать один кубик и другой, ребенок вначале стремится поступать так же и другими предметами (например, с шариками), но вскоре начинает понимать, что так складывать можно только вещи определенной формы — кирпичики, кубики, дощечки.
К концу года появляется интересная особенность: манипуляции как бы переносятся с одного предмета на другой, совершенно новый, с которым раньше ничего подобного малыш и проделывал. Скажем, он научился открывать и закрывал матрешку, теперь он может то же самое проделать и матрешкой другого размера или со складным деревянным яичком.
Вот характерное наблюдение. Девочка берет барабанную палочку и толкает ею небольшой шарик; шарик укатывается. Она подползает к нему и снова толкает, и так много раз. Когда шарик укатился под стол, девочка, увидев лежащую на боку круглую коробочку, ударила по ней так, что она покатилась, затем подползла к мячу и тоже ударила его палочкой. Так в ходе переноса способа действия складывается способность обобщать.
Познакомившись с устойчивыми свойствами предметов, ребенок находит почву для решения первых мыслительных задач. Когда малыш в возрасте около года начинает устанавливать простейшие связи между предметами, между свойствами предметов, это означает, что он выполняет мыслительное действие. Напомним лишь, что протекает оно в наглядно-действенной форме, его невозможно «оторвать» от практического действия, от чувственных впечатлений, которые получает малыш.
Попробуйте дать такую мыслительную задачу десятимесячному ребенку. Усадите его на стульчик, а на стол перед ним положите шарик — так, чтобы он не мог достать его рукой. Малыш тянется к шарику, вопросительно смотрит на вас. Привяжите к шарику ленточку — она в пределах досягаемости ребенка. Он тотчас потянет за нее, и шарик окажется в его ладошках. Повторите такую игру несколько раз, меняя цвет ленточки, кладя разные игрушки. Если малыш решает такие задачи хорошо, дайте ему более сложную: в пластмассовую невысокую чашку посадите птичку, маленькую матрешку, сквозь ручку чашки пропустите ленточку, а оба конца ее положите на стол перед малышом. Чтобы достать чашку — а вместе с чашкой и игрушку, надо потянуть за оба конца ленточки сразу. Ребенок последнего месяца первого года жизни такую задачу уже может решить, но, если ему будет трудно, покажите сами, как это делается, — и он повторит ваше действие.
Итак, к концу своего младенчества ваш ребенок подходит физически окрепшим, вставшим на ноги, научившимся понимать многое в человеческой речи, овладевшим довольно сложными действиями. В нем пробуждается стремление к самостоятельности, у него сложились кое-какие привычки. Окружающий мир приобретает в его глазах все большую определенность.
Год не прошел даром. Малыш подготовился к усвоению многих видов общественного опыта, которое предстоит ему на протяжении следующих двух лет, в раннем детстве.