^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Показатели эмоционального развития ребенка до 1 года

эмоции младенца

Эмоциональное развитие к 3 месяцам

  • Спокоен, реже криклив в течение бодрствования.
  • Эмоциональные состояния импульсивны, часто сменяемы.
  • Улыбается, вокализирует, двигается — положительные эмоциональные проявления объединяются в своеобразный «комплекс оживления» как реакция на эмоциональное обращение взрослого; на близкого взрослого (когда видит его или слышит его голос); на игрушку; пение, музыкальные мелодии.
  • Привлекает (удерживает) внимание близких взрослых комплексом положительных эмоциональных реакций и отдельными эмоциональными реакциями: улыбками, движениями, гулением, криком, хныканьем, беспокойными движениями.
  • Недоволен, проявляет отрицательные эмоции при прекращении общения с мамой, внезапном исчезновении игрушки, резком изменении окружающей температуры, болевых ощущениях, ограничении движений.
  • Вздрагивание при внезапных резких звуках.
  • Замирает (ненадолго) при неожиданных звуках и при рассматривании игрушки.
  • Быстро «отвечает» улыбкой при виде лица матери (узнавание человеческого лица).
  • Улыбается как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого.

Эмоциональное развитие к 6 месяцам

  • Улыбается на ласковый голос взрослого.
  • Хмурится на строгий голос взрослого.
  • Пугается внезапных громких звуков.
  • Долго улыбается, вокализирует, двигается, замирает («комплекс оживления»); радуется при появлении близкого человека (общение); слыша голос близкого взрослого; рассматривая игрушку; слыша звучание музыкального инструмента, пение взрослого.
  • Выражает эмоциональное предпочтение, например радость при появлении любимой игрушки.
  • Улыбается, тянет руки к игрушке.
  • Проявляет эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме, фактуре предметов, эмоциональные реакции, положительные и отрицательные, различные по длительности и периодичности.
  • Насторожен (смущение, испуг) при виде незнакомого человека, в новой обстановке.
  • Морщится, крутится, хнычет при неприятных ощущениях.
  • Смеется, визжит, подражая смеху других людей при непосредственном общении.
  • Подражает (иногда) мимике лица, голосовым интонациям взрослого.

Эмоциональное развитие к 9 месяцам

  • Заинтересован, спокоен, улыбается при манипуляциях с игрушками.
  • Проявляет особый интерес (предпочтение) к некоторым игрушкам.
  • Улыбается (часто по подражанию) на «результат» действия с игрушкой (открыл—достал).
  • Радуется веселым играм со взрослым, «плясовым» движениям.
  • Улыбкой или хныканьем привлекает внимание, просится на руки.
  • Различает и эмоционально адекватно реагирует на разную мимику и возгласы взрослого (улыбка взрослого вызывает радость, непривычные гримасы — слезы, испуг).
  • Насторожен, плачет, отползает, проявляет обиду на резкий тон голоса взрослого, при виде незнакомого взрослого, если не получается выполнить «действие».
  • Недоволен при невозможности самостоятельно поменять позу.
  • Проявляет интерес во взгляде (положительные эмоции) к маленьким детям, их игре.
  • Специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Эмоциональное развитие к 12 месяцам

  • Улыбается, радуется: веселым играм со взрослыми; приходу близкого человека (мамы, папы); узнавая на фотографии близкого взрослого; заводным игрушкам; самостоятельным действиям с игрушкой (особенно когда возникает подкрепляющий эффект).
  • Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается, слыша музыку, песенки.
  • Недоволен, обижается при слове «нельзя», на резкий тон взрослого, если не может (не умеет) выполнить желаемое действие.
  • Подражает мимике, смеху взрослого.
  • Подражает мимике, жестам и игровым движениям сверстника, проявляет интерес к другому ребенку.
  • Смотрит вопросительно на взрослого при затруднениях, в незнакомой ситуации (мимика вопроса).
  • Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
  • Эмоционально (по-разному) относится к окружающим людям, игрушкам, предметам (стремится приблизиться, спокоен, улыбается или отвергает, отстраняется).
  • Проявляет интерес к картинкам в книжках.