^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Показатели эмоционального развития ребенка до 1 года

эмоции младенца

Эмоциональное развитие к 3 месяцам

  • Спокоен, реже криклив в течение бодрствования.
  • Эмоциональные состояния импульсивны, часто сменяемы.
  • Улыбается, вокализирует, двигается — положительные эмоциональные проявления объединяются в своеобразный «комплекс оживления» как реакция на эмоциональное обращение взрослого; на близкого взрослого (когда видит его или слышит его голос); на игрушку; пение, музыкальные мелодии.
  • Привлекает (удерживает) внимание близких взрослых комплексом положительных эмоциональных реакций и отдельными эмоциональными реакциями: улыбками, движениями, гулением, криком, хныканьем, беспокойными движениями.

Кризис 1 года.

кризис 1 года

Кризис одного года остается малоизученным. С одной стороны, этот кризис проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой - этот кризис, по терминологии Д.Б.Эльконина, относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи - младенчество и ранний возраст.
Л. С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти - с появлением самостоятельной ходьбы. По Выготскому, появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым вызывая к жизни новую ситуацию развития. «Речь в отношении социального пространства ребенка играет такую же роль, как и ходьба в отношении физического». Однако Выготский указывает на то, что ходьба, возникая в один год, остается, совершенствуется, а автономная речь исчезает, замещаясь речью социальной.

Развитие памяти в младенческом возрасте.

развитие памяти в младенческом возрасте

С момента рождения на малыша действуют разнообразные раздражители: несоциальные (освещение, температура воздуха или воды для купания и пр.), социальные (голос, лицо матери, предметы обихода). Эти первые впечатления, фиксируясь в памяти новорожденного, имеют важное значение для его последующего развития. У малыша формируются первые предпочтения, накапливается личный опыт, он осваивает новые формы поведения.
Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Первые обобщения

первые обобщения

Ребенок последних месяцев первого года жизни легко устанавливает связь между случайно выполненным движением и результатом, который получился. Он стремится вновь получить тот же результат — и осваивает новые действия.
Малыши этого возраста любят звучащие игрушки и предметы. Они гремят мелкими игрушками, сложив их в коробку нажимая на формочку, двигая ею по полу, прислушиваются и производимым ею звукам; с удовольствием открывают и закрывают скрипящую дверцу шкафа...
Ребенок сам, без помощи взрослого, начинает вынимать предметы, открывать коробки, дверцы, снимать кольца пирамидки. Освоить противоположные действия — вложить закрыть, надеть — ему сложнее. Надо ведь не только понять что меньший предмет вкладывается в больший, кольцо надевается на стержень, крышкой можно закрыть коробку, но и освоить новые манипуляции.

Манипулирование предметами

манипулирование предметами

Слово «манипуляция» в обыденной речи имеет явно неодобрительный оттенок. Но сейчас этот оттенок надо забыть — психологи называют манипуляциями действия, которые ребенок производит с предметами.
Первые манипуляции, возникающие в то время, когда ребенок оказывается в состоянии удержать предмет, очень просты. Вот малыш схватил погремушку, подержал некоторое время, выпустил, затем снова схватил. Если перед ним две игрушки, он может схватить одну, выпустить ее, схватить другую.

В содружестве с рукой

в содружестве с рукой

Итак, ребенок не просто видит что-то и слышит, но что он стремится увидеть и услышать, что он получает удовольствие от зрительных и слуховых впечатлений. Его взор не оставляют равнодушным блестящие, красочные, движущиеся предметы; радуют его слух звуки музыки, человеческой речи. Но что именно видит малыш, как разбирается он в тех впечатлениях, которые он получает?
С трехмесячными детьми проводили эксперименты, которые позволили сделать заключение: малыш этого возраста хорошо различает цвета, формы геометрических фигур (и плоскостных, и объемных). Причем разные цвета привлекают младенцев в разной степени, — как правило, предпочтение они отдают ярким и светлым («как правило» не значит всегда, порой сказываются «индивидуальные вкусы» младенцев).