^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Формирование представлений о профессиях у дошкольников с трудностями в обучении

Методическое пособие

Введение

Социализация ребенка-дошкольника с ЗПР осуществляется в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида, его превращения в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогического воздействия и организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека, члена того общества, к которому он принадлежит.

Составной частью процесса социализации детей с трудностями в обучении является знакомство с профессиями.

В жизни дошкольника с трудностями в обучении игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечить зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом. Однако  это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Формирование у детей с трудностями в обучении представлений о себе, об окружающем и социальном мире, в т.ч. о профессиях и взаимодействии людей друг с другом является необходимым элементом их подготовки к сюжетно-ролевой игре и обогащения ее содержания. Оно происходит как в процессе специально организованного обучения, так и в повседневной жизни детей, хотя особая роль принадлежит именно обязательным занятиям. Подготовительная работа предшествует сюжетно-ролевой игре, а затем проводится параллельно с ней. Игра позволяет уточнять, конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и т.п.

Формирование этих представлений осуществляется на экскурсиях, в процессе наблюдения, дидактических игр и игровых упражнений, в процессе ознакомления с художественной литературой, иллюстративным материалом.

На специальных и комплексных групповых и индивидуальных занятиях дети имеют возможность познакомиться с разнообразными свойствами предметов, их назначением, научиться действовать с предметами, знакомятся с профессиями и т.п.

Знакомство с профессией может проводиться по следующей схеме:

1.    Название профессии. (Кто варит еду? Кто строит дома? И т.п.)

2.    Место работы. (Где работает?)

3.    Материал (инструменты), который используется в процессе труда. (Что нужно повару?)

4.    Трудовые действия (показ, наблюдения за трудом, проигрывание действий и т.п.), название этих действий: варит, строит.

5.    Результат труда (приготовлен вкусный обед, построен дом, сделана покупка).

6.    Значимость и необходимость труда.

В работе с детьми с трудностями в обучении по ознакомлению с профессиями широко используется система дидактических игр. Например, в ходе изучения темы «Игрушки», подготавливающей детей к игре «Магазин игрушек», можно использовать следующие игры: «Назови игрушку», «Найди игрушку, которая нарисована на картинке» (соотнесения предмета и изображения), «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой игрушкой» и т.д.

Овладение ребенком с трудностями в обучении прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными (по содержанию, используемому материалу, форме проведения), проводиться в различных вариантах и постоянно усложняться. Последовательно вводятся дидактические игры с предметами и игрушками, затем настольно-печатные игры и лишь в индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития используются словесные занятия.

Важное место в социализации детей с задержкой психического развития и ознакомлению их с профессиями занимает экскурсия. В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, т.е. итоговыми. Следовательно, по одной теме, знакомящей детей с профессией, подготавливающей детей к сюжетно-ролевой игре, могут проводиться две-три экскурсии. Причем экскурсии могут организовываться перед тем, как дети начинают знакомиться с сюжетно-ролевой игрой, по мере проведения игры и т.п. Желательно проводить их с небольшими группами детей или индивидуально, что дает возможность оптимально взаимодействовать с каждым ребенком и тем самым способствовать познавательной деятельности детей.

В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях (в магазине, на почте и т.п.).

Желательно, чтобы взрослые, с чьей деятельностью знакомятся дети, включались в общение с ними: рассказывали о своей работе, отвечали на вопросы педагога, задавали вопросы детям. Естественно, что участие взрослых, чей труд является предметом наблюдения детей с проблемами в развитии, должно быть подготовлено педагогами. Эта  работа должна тщательно продумываться и проводиться заранее перед экскурсией.

Во время экскурсий могут быть сделаны фотографии, которые позволят сохранить в памяти детей удивительное. Эти фотографии затем многократно рассматриваются взрослыми вместе с детьми в группе, вывешиваются в удобном для обозрении детей месте и используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

При ознакомлении детей с профессиями, а также для социализации детей с задержкой психического развития традиционно используется такой вид работы, как беседа по картинке или сериями сюжетных картинок.

Для оживления и закрепления знаний о профессии, об окружающем ребенка природном и социальном мире педагог может использовать произведения художественной литературы, включая их в различные режимные моменты (умывание, прогулки, раздевание и т.д.).

Одним из приемов социализации дошкольников, ознакомления детей с профессией, обучения сюжетно-ролевой игре является просмотр видеофильмов с записью сюжетно-ролевых игр, которые разыгрываются педагогами, детьми группы или детьми, которые ранее посещали детский сад. При необходимости нужный фрагмент может демонстрироваться повторно. Под руководством взрослого дети наблюдают за действиями (например, врача, почтальона), называют и воссоздают (изображают их).

В процессе игровой деятельности дети с проблемами в интеллектуальном развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности в символико-моделирующих видах деятельности. Таким образом, осуществляется развитие детей с трудностями в обучении, подготовка их к дальнейшему обучению в различных типах школ, а в целом проходит их первичная социализация.


Календарно-тематическое планирование по обучению сюжетно-ролевой игре в группе с трудностями в обучении

 

I квартал

II квартал 

I подгруппа

II подгруппа

I подгруппа

II подгруппа

1.  «Доктор»

1. «Утро куклы»

1. «Автобус»

1. «Мама и дочка»

2. «На приеме у врача»

2. «Кукла Катя проснулась»

2. «Поездка в автобусе в детский сад»

2. «Папа и дочка»

3. «Мама и дочка»

3. «Купание куклы»

3. «Праздник елки»

3. «Мама и сын»

4. «Семья»

4. «Кукла Катя будет купаться»

4. «Праздник елки»

4. «Папа и сын»

5. «Магазин «Овощи-фрукты»»

5. «Купание малышей-голышей»

5. «Мама и дочка»

5. «Моем куклу»

6. «Магазин игрушек»

6. «Угостим Аню чаем»

6. «Гости»

6. «Купание куклы»

7. «Магазин одежды»

7. «Накормим Аню обедом»

7. «Гости»

7. «Купание куклы»

8. «Аптека»

8. «Накормим Аню обедом»

8. «Детский сад»

8. «Стирка»

9. «Аптека»

9. «Кормление куклы»

9. «Детский сад»

9. «Кукла заболела»

10. «Кукла заболела»

10. «Одевание куклы»

10. «В кино»

10. «Кукла заболела»

11. «Папа вызывает врача»

11. «Прогулка»

 

 

 

III квартал 

I подгруппа

II подгруппа

1.  «У доктора»

7. «Театр»

1. «Гости»

7. «Обед куклы»

2. «Универсам»

8. «Цирк»

2. «Гости»

8. «День куклы»

3. «Продуктовый магазин»

9. «Железная дорога»

3. «Гости»

9. «Дом куклы»

4. «Аптека»

10. «В кино»

4. «Гости»

10. «Дом куклы»

5. «Покупка лекарств»

11. «Парикмахерская»

5. «Кукла Катя гуляла»

11. «Прогулка»

6. «Семья»

12. «Дети идут с родителями в парикмахерскую»

6. «Прогулка»

12. «Дом куклы»


Варианты дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями

«Кому что нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с про­фессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответст­вии с предметом труда, объяснить назначение пред­мета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложе­ны предметы-игрушки для труда людей разных про­фессий: набор медицинских инструментов; набор ку­хонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изобра­жением людей разных профессий (подбираются кар­тинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участни­ку к своему столу. Ребенок берет какой-либо пред­мет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут назва­ны и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием толь­ко картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие про­фессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одеж­ды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложе­ны плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изо­бражением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что кук­лы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работа­ет каждый, по картинке, которая лежит рядом с кук­лой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рас­сматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, пута­ет предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколь­ко раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зри­тельными ориентирами - картинками с изображени­ем профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изобра­жается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символи­кой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инст­рументы.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему сто­лу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструмен­том, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повто­ряется.

«Собираемся на работу»

Цель: учить детей подбирать инструменты для лю­дей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с кук­лами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемо­данчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или на­боры картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инстру­менты, педагог просит собрать кукол на работу. Под­бирать игрушки или картинки надо, посмотрев на ра­бочую одежду.

«От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть пред­меты труда и подбирать картинку с изображением че­ловека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориенти­руясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной про­фессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадра­ты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упи­рается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, кото­рому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно пред­меты, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей про­фессии.

Варианты сюжетно-ролевой игры «Больница»

 

«Кукла Катя заболела»

Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровож­дать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Материал: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.

Содержание игры

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.

Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.

«Папа вызывает врача»

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; со­провождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Материал: медицинская сумка с инструментами, дополнительно включаются: пипетка, бутылочка с каплями, горчичники; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона, умывальник, мыло, полотенце (из кукольного уголка).

Содержание игры

Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников.

Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п.

Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку?» или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.

На следующем занятии роль больного может играть ребенок, таким образом, в игру включаются четверо детей и т. д. по мере развития сюжета. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли.

«Скорая помощь»

Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.

Содержание игры

В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу.

Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»

Педагогический замысел: продолжать детей учить брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие больному.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных, 2—3 куклы.

Содержание игры

Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно его объясняет детям, помогает распределить роли.

Взрослый вместе с детьми-родителями переживает по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача скорой помощи. Мама (ребенок) вызывает вра­ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведет машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остается дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка­тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

«Кукла поправилась»

Педагогический замысел: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкой и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.

Материал: белый халат, шапочка, инструменты для врача.

Содержание игры

Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.

По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.

Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?..» После осмотра и рекомендаций прощаются. Входит следующая мама с ребенком и так далее (2— 3 ребенка).

Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.

 

«Врач и медсестра»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

Материалы: медицинские инструменты, вата, бинт, палочки для смазывания ранок, йод.

Содержание игры

Для того, чтобы обучение новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.

Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит боль­ной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: «Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте». Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает больного прийти на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач зовет следующего (2-3 посетителя).

В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и мед­сестре. Постепенно «кабинет» медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т. п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.

 

«Аптека»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.

 

Содержание игры 

Педагог беседует с детьми о прошедшей экскурсии в аптеку. Вспоминает о том, что видели в аптеке, кто там работает, что и как делает, кто приходит в аптеку, что нужно, чтобы можно было купить лекарства и т. п. Взрослый предлагает детям оборудовать аптеку, расставить там все необходимое. Дети выполняют это вместе с педагогом. Распределение ролей: взрослый берет на себя роль аптекаря, кому-то из детей предлагает быть кассиром, остальным — посетителями.

Аптекарь-педагог стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Входят посетители, в руках у каждого рецепт от врача, деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужное лекарство. Аптекарь помогает им наводящими вопросами, дает рекомендации, подводит детей к беседе по поводу лекарств, их назначения. Дети по очереди получают чеки в кассе (карточки с кружками), подходят к аптекарю, берут лекарства. Взрослый следит за тем, чтобы все дети озвучивали свои действия, для этого он использует как прямые, так и косвенные вопросы.

В следующей игре роль аптекаря поручается кому-то из детей, а педагог становится посетителем и вместе с детьми покупает лекарства, беседует с ними и т.п.

«Поликлиника-аптека»

Педагогический замысел: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Материалы: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».

 

Содержание игры

Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.

Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».


Ознакомление с профессиями и социализация дошкольников

посредством сюжетно-ролевой игры

 

Игра

 

 

Игровые действия,

развитие сюжета

Материал

Словарь

 

1.«Столовая»

Задачи: знакомить детей с игровыми действиями, имитирующими работу повара и кассира; учить вступать в речевой кон­такт с партнерами по игре соответственно ро­ли, развивать сюжет иг­ры, переходя от бытовых тем к общественным, производственным

 

 

Роли: «повара», «посетители», «кассир». Повара готовят разные блюда, красиво расставляют их на стойке. Посетители приходят в столовую, моют руки, выбирают еде, платят в кассу деньги.

Кассир знакомит посетителей с меню, принимает от них деньги, дает сдачу, выбивает чек.

Посетители обедают, вступают между собой в общение: «Передайте, пожалуй­ста, соль», «Спасибо». Повара моют посуду, убирают в столовой

Посуда, еда, кас­са, деньги, по­стройка — сто­ловая

 

 

Названия блюд

Названия предметов  посуды

Столовая

Повар

Кассир

Готовить

Варить

Жарить

Блюдо

Меню

 

 

2. «Семья»

Задачи: учить детей объ­единять несколько сю­жетных линий и разви­вать их по нескольким направлениям; знако­мить с родственными от­ношениями членов семьи; воспитывать доброжела­тельность к другим уча­стникам игры, гибкость

Роли: «мама», «папа», «дочка», «сын», «бабушка», «дедушка». Члены семьи (папа, мама, сын, дочка, бабушка, дедушка) просыпаются, умы­ваются, застилают постели. Мама и бабушка готовят завтрак, папа гладит рубашку, брюки. Старшая сестра   помогает одеваться младшему брату. Все садятся за стол, завтракают. Дети собираются в школу и детский сад, родители — на работу. Все уходят, бабушка и дедушка остают­ся дома. Бабушка убирает в квартире. Дедушка идет в магазин. Потом они

готовят обед.

Дедушка читает газету, бабушка шьет, стирает белье, ухаживает за цветами.

Вечером все возвращаются домой, ужи­нают.

Дети играют в настольные игры, папа и де­душка играют в шахматы, мама и ба­бушка смотрят телевизор. Дочка делает уроки, сын рисует.

Все готовятся ко сну, расстилают по­стель, принимают душ, чистят зубы. Мама читает сыну перед сном сказку

Одежда, утюг, принадлежности для умывания, посуда, предме­ты быта, телеви­зор, настольные игры, швейная машина, книги, постройка — дом

 

Бабушка

Дедушка

Внук

Внучка

Убирать

Вытирать

Работать

Семья

Помогать

Газета

Ухаживать

Заботиться

Названия пред­метов одежды

Названия пред­метов посуды

Названия блюд, продуктов

Названия ком­нат

Утюг

Гладить

 

 

 

3. «День рожденья в семье»

Задачи: учить детей ис­полнять выбранные ро­ли, действовать по сю­жету, вносить в него изменения с согласия партнеров по игре; вы­зывать положительные эмоции; воспитывать чув­ство сопереживания

 

 

Роли: «мама», «папа», «сын», «дочка – именинница», «гости».

У дочки день рождения. Мама, папа, сын отправляются в магазин выбирать подарок для именинницы, обсуждают, что лучше подарить.

Все вместе делают уборку в квартире, украшают ее, готовят угощения.

Приходят гости – друзья и подруги именинницы, приносят подарки, вручают их, поздравляют с днем рождения. Семьи тоже дарит свой подарок.

Гости пьют чай с тортом, играют в разные игры, рисуют в подарок имениннице картинки, поют, танцуют

Подарки (игрушки), полки в ма­газине, посуда, стол, угощения, карандаши, бумага, предметы быта

 

День рождения

Подарок Поздравляем те­бя с днем ро­ждения Именинница

 

 

4. «Поликлиника»

Задачи: обогащать жиз­ненные впечатления де­тей для расширения кру­га игровых действий, сюжетов; формировать представления о поликлинике, работе врача,

медсестры; учит избегать в игре стереотипность, развивать сюжет, внося дополнительные детали с согласия остальных участников игры

 

Роли: «врачи», «медсестры», «пациенты». Пациенты приходят в поликлинику на медосмотр и посещают врачей в разных кабинетах.

Врачи их взвешивают, измеряют рост, проверяют зрение, осматривают зубы, слушают фонендоскопом, измеряют давление.

Медсестры берут анализ крови.

Если у пациентов есть жалобы на здоровье, врач выписывает рецепты, медсестра делает уколы, перевязывает раны на руке, на голове, закапывает капли, учит больного полоскать горло

Постройка кабинеты врачей, белые халаты, фонендоскоп, ле­карства, бланки рецептов, меди­цинские инструменты, таблица для проверки зрения

 

Врач

Медсестра

Поликлиника

Кабинет

Заболеть

Кровь

Чихать

Кашлять

Лечить

Быть здоровым

 

5. «Больница»

Задачи: учить детей отображать в игре разные стороны окружающей дей­ствительности; форми­ровать стойкий интерес к сюжету и игре в це­лом; обогащать знания и представления детей о профессиях врача, мед­сестры

Роли: «врачи», «медсестра», «больные».

Больные поступают в больницу. Их привозит «скорая помощь». Врач и медсестра осматривают поступивших больных, берут анализ крови, слушают сердце, легкие, выясняют, что и как болит, оказывают первую по­мощь, направляют в палату. Дежурный врач делает обход, спраши­вает о самочувствии больных. Медсестра выполняет назначения врача: раздает таблетки, делает уколы, пере­вязки, ставит горчичники, банки и т. д. Хирург делает операцию

Бинт, вата, горчичники, медицинские инструменты, шприц, лекарства, бан­ки, белые халаты, фонендоскоп

Больница

Болит рука (нога, ухо, сердце, спина, живот)

Лекарство

Больной

Капли

Микстура

Мазь

Таблетки

Перевязка

Операция

Хирург

Обход

6. «Парикмахерская»

Задачи: знакомить де­тей с профессией парик­махера; учить развивать игровой сюжет, исполь­зуя имеющийся опыт, и действовать, не выходя за рамки роли; воспи­тывать вежливое добро-

желательное отношение к партнерам по игре

Роли: «парикмахеры», «клиенты», «кассир».

Клиенты приходят в парикмахерскую. Работают мужской, женский и детский залы.

Парикмахеры стригут, делают прически, маникюр, красят и завивают волосы. Парикмахер спрашивает у клиента, как его постричь, причесать и т. д. Кассир получает деньги и дает чеки.

Клиенты благодарят парикмахеров, прощаются.

Парикмахеры наводят в парикмахер­ской порядок после рабочего дня

Флаконы с парфюмом, краска для волос, зер­кала, расчески, фен, ножницы, бритвы, лак для ногтей, бигуди

Парикмахер

Парикмахерская

Постричь

Побрить

Волосы

Брови

Ресницы

Бигуди

Маникюр

Ножницы

Расческа

Фен

 

7. «Детский сад» Задачи: учить детей отображать в игре труд взрослых, не ограничи­ваясь только воспроиз­ведением действий, вза­имоотношения людей; учить проявлять в игре положительные эмоции и чувства (заботу, бла­годарность, нежность, вежливость); обогащать знания и представления детей о профессиях ра­ботников детского сада

Роли: «родители», «дети», «воспитатель», «повар», «няня», «врач», «прачка», «артисты».

Родители приводят детей в детский сад. Воспитатель делает с ними зарядку, играет, занимается, выводит на про­гулку и т.д. по режиму. Дети идут на музыкальное занятие. Повар чистит картофель, готовит суп, компот, кашу.

Няня убирает группу, раздает детям еду, моет посуду.

Дежурные накрывают столы, убирают посуду после еды.

Врач лечит заболевших детей, перевя­зывает раны, смазывает ссадины йодом, дает лекарства, измеряет вес и рост детей.

Прачка стирает белье для детей, гла­дит, меняет постельное белье. В детский сад приезжают артисты и по­казывают интересный спектакль. Вечером родители забирают своих детей домой.

Воспитатель беседует с родителями, рассказывает, как прошел день, как вели себя дети

Посуда, мебель, халат для вра­ча, карандаши, ростомер, бума­га, фартуки де журных, игруш­ки, утюг, весы  и т.д.

Воспитатель

Детский сад

Заведующая

Няня

Повар

Прачка

Занятия

Прогулка

Дежурные

Рисование

Лепка

Аппликация

Математика

Физкультура

 

8. «Театр»

Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игру – драматизацию по сюжету знакомой им сказки, распределять роли, выявлять характерные черты персонажей.

Драматизация знакомой детям сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Машенька и медведь», «Три медведя»

Декорации, костюмы к сказке

Сказка

Расскажи

Лексика по сюжету

 

9. «Ателье»

Задачи: учить предварительно планировать бу­дущую игру, выделять определенные правила, которые соответствуют логике сюжета, строить взаимоотношения меж­ду участниками игры в зависимости от испол­няемых ролей

 

Роли: «клиенты», «закройщик», «приемщик», «портной».

Клиенты приходят в ателье, в журна­лах находят модели одежды. Закройщик советует, что лучше сшить и фасон, предлагает образцы тканей, принимает заказ, снимает мерки. Приемщик оформляет заказ, выписы­вает квитанцию, рисует выбранный фасон.

Портной шьет изделие, примеряет на заказчике, утюжит готовую модель. Некоторые заказы могут поступать в ма­газин одежды. Там их продают покупа­телям.

Клиенты приходят, примеряют изде­лия, забирают, благодарят работников ателье

Каталоги моделей одежды, бумага для зарисовок фасонов, швейные машины ,сантиметр, образцы, утюг, тканей, бланки квитанций

Ателье

Ткань

Сшить платье (брюки, пальто, юбку, костюм)

Названия цветов спектра, оттенков

Названия деталей одежды Нитки

Пришивать

Ситец

Шерсть

Драп

 

10. «Магазин»

Задачи: учить произво­дить реальные действия с воображаемыми пред­метами и воображаемые действия с реальными предметами; стимулировать речевое общение в игре; учить развивать игровой сюжет, устанав­ливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре

 

Роли: «продавцы», «покупатели», «шо­фер», «кассир».

Шофер на машине привозит в большой универсальный магазин товары: продукты, игрушки, одежду. Вместе с продавцами он разгружает машину. Продавцы раскладывают товары по от­делам в магазине. В магазин приходят покупатели. Они примеряют одежду, выбирают продук­ты, игрушки, спрашивают у продавцов о товарах, платят деньги в кассу. Кассир выбивает чек. Покупатели забирают покупки, благо­дарят. Покупатель обменивает некачественный товар

Стеллажи для товаров, одежда, продукты, кас­са, игрушки, чеки, деньги

 

Магазин

Отдел

Весы

Взвешивать

Примеривать

Полки

Возьмите деньги

Заверните

Прилавок

Продавец

Сколько стоит?

 

11. «Библиотека»

Задачи: учить детей об­щаться в игре, намечать последовательность дей­ствий, задавать друг дру­гу вопросы, отвечать на вопросы товарищей, оце­нивать правильность от­ветов и действий

Роли: «библиотекарь», «читатели». Читатели приходят в библиотеку,

рас­сматривают книги, размещенные на полках, выбирают понравившиеся. Библиотекарь предлагает книги читате­лям, записывает в библиотеку, вносит в формуляр взятые книги, просит отно­ситься к книгам бережно, аккуратно. Читатели спрашивают у библиотекаря, о чем книга, интересная ли, помогают ему подклеивать порванные книги, ри­суют картинки по сюжетам прочитан­ных книг. Приносят книги домой, чи­тают их своим куклам

Формуляры, бу­мага, ножницы, книги, каранда­ши, фломастеры, полки, краски, куклы, мелки, клей

Береги книги

Библиотека

Библиотекарь

Читатели

Выберите книги

Журнал

Газета

Запишите

Не рви

Интересно

 

12. «Поездка в метро»

Задачи: учить словесно определять замысел иг­ры, сообщать его партне­рам, вступать в речевое общение в ходе игры, называть роли, предметы, действия, заменять вообра­жаемые действия словом; формировать представле­ния и знания детей о мет­ро как виде транспорта

 

 

Роли: «машинист», «кассир», «пасса­жиры».

Пассажиры едут в парк на метро: захо­дят в метро, покупают у кассира жето­ны, опускают их в автомат, проходят на эскалатор (лестницу), спускаются на платформу, заходят в вагон.

Машинист ведет поезд, объявляет стан­ции, предупреждает о закрывающихся дверях.

Пассажиры выходят на станциях, осма­тривают красивые станции, продолжа­ют поездку

Постройки — ва­гон, лестница, автомат, жетоны

Метро

Вагон

Поезд

Ехать

Быстро

Лестница

Транспорт

 

13.«Поездка по железной дороге»,

«Вокзал»

Задачи: учить детей творчески отражать в игре то, что узнали во время занятий, экскурсий, при рассматривании картин, просмотре видеоматериалов

Роли: «мама», «папа», «сын», «дочка», «проводник», «бабушка». Мама, папа и дети собираются в дерев­ню к бабушке. Они укладывают вещи в чемодан. Едут в автобусе на вокзал. В кассе покупают билеты, смотрят рас­писание, ждут поезд в зале ожидания. Семья садится в поезд. Папа предъяв­ляет билеты проводнику. Проводник указывает места пассажи­рам, разносит чай, убирает в вагоне. Семья приезжает в деревню. Бабушка встречает гостей, угощает их, показывает свое хозяйство

Постройки — ав­тобус, вокзал, ва­гон, фуражка про­водника, багаж, билеты, посуда, подарки

Поезд

Вагон

Вокзал

Опоздать

Спешить

Железная

дорога

Билет

Багаж

 

14.  «Почта»

Задачи: учить детей вы­бирать сюжет для игры, поощрять инициативу при распределении ролей и развитии сюжетных ли­ний; формировать знания и представления детей о профессии почтальона, приемщика посылок

Роли: «посетители», «приемщик посы­лок», «почтальон». Посетители приходят на почту, поку­пают открытки, конверты, марки, зво­нят по телефону, отправляют телеграм­мы, посылки. Приемщик принимает посылки, взве­шивает, запаковывает, пишет адрес. Посетители пишут письма, опускают их в почтовый ящик.

Почтальон сортирует почту (письма, га­зеты, журналы), разносит ее по адресам. Адресаты получают газеты, журналы, читают их

Конверты, мар­ки, открытки, посылки, блан­ки, сумка для почтальона, бу­мага, журналы, газеты, стойки, ручки

Почта

Марка

Конверт

Открытка

Письмо

Отправлять

Адрес

Газета

Журнал

Телеграмма

 

15. «Фотография»

Задачи: учить отобра­жать в сюжетно-ролевой игре труд взрослых, взаимоотношения меж­ду людьми в процессе труда; побуждать детей принимать активное уча­стие в изготовлении иг­ровых атрибутов

Роли: «клиенты», «фотограф», «па­рикмахер».

Клиенты посещают фотосалон. Предва­рительно в парикмахерской делают красивую прическу, наряжаются. Фотограф усаживает клиентов, устанав­ливает аппаратуру и освещение, снима­ет, раздает сделанные фотографии. Клиенты получают фото, благодарят фотографа, показывают друг другу фо­тографии, кладут их в альбом, посыла­ют в письме своим знакомым

Фотоаппараты, пленки, конвер­ты, фотографии, квитанции

Фотография Фотографиро­вать

Фотограф

 

16. «Школа»

Задачи: учить детей со­вместной игре на уровне продолжительных взаи­моотношений; знакомить с профессией учителя; формировать представле­ния и знания о школе

Роли: «ученики», «учительница». Ученики завтракают, складывают школь­ные принадлежности в портфель, идут в школу.

Приходят в класс, занимают свое место за партой, готовятся к уроку. Учительница входит в класс, проводит уроки, рисует, читает, считает, пишет вместе с детьми.

На перемене дети играют в подвижные игры.

Учительница проверяет тетради, ставит ученикам оценки, задает домашнее за­дание. После уроков выходит с учени­ками на прогулку

Постройка — класс, столы, дос­ка, мел, школь­ные принадлеж­ности

Ученик

Ученица

Учительница

Класс

Урок

Доска

Мел

Школа

Тетрадь

Альбом

Карандаш

Блокнот

 

           

Литературный материал для ознакомления с профессиями

врача, медсестры и подготовки сюжетно-ролевых игр

 

Лечу куклу

 

В белом халате

Я у кровати.

Мне не до сна:

Кукла больна.

 

Кашель у Лины,

В горлышке хрип.

Может, ангина?

Может быть, грипп?

 

Чаем с малиной

Куклу пою.

Вылечу Лиин,

Дочку мою.

П. Образцов

 

Уши

 

Доктор-доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже!

Отвечает доктор гневно:

Еже!

Еже!

Ежедневно!!!

Э.Мошковская


Наш доктор

 

Фрагмент

 

Вот так погода,

Ну и погода!

Ветер сбивает

С ног пешехода.

Но пешеход

С чемоданчиком черным

Ветру навстречу

Шагает упорно.

Что ему холод,

Что ему ветер,

Если распухло

Горло у Пети!

Что ему слякоть,

Что ему лужи,

Если Андрюше

Становится хуже!

Зной или стужа,

День или ночь -

Доктор торопится

Детям помочь…

А. Кардашова

 

* * *

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье,

Он больше всех бывает рад.

 

А сколько есть еще врачей,

Которые готовы

Не отдыхать, не спать ночей,

Чтоб были вы здоровы!

 

Зной или стужа,

День или ночь —

Доктор торопится

Детям помочь.

 

А. Кардашова

 


Врач

Знает врач про нас немало:

Как зовут.

Кто наша мама,

Знает рост

И знает вес,

Кто как спит

И кто как ест.

С нас не сводит

Строгих глаз.

Потому что лечит нас.

И. Драг

 

Больная кукла

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна.

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится. 

В. Берестов

 

Лекарство

Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горького лекарства. Видит девочка, что мать пьет с трудом, и говорит ей: «Милая мама! Дай я выпью за тебя лекарство».

К. Ушинский

 

Доктор Айболит

Фрагмент

 

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех  излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

 

К. Чуковский

Источник:  Формирование представлений о профессиях у дошкольников с трудностями в обучении: методическое пособие. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 24 с.

Составители:

Е.С.Боброва, декан факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО «ВО ИРО», кандидат психологических наук,

И.Г.Якимова, преподаватель кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО «ВО ИРО»,

Е.Г.Джулай, методист отдела дошкольного и начального образования ГУО «ВО ИРО»

 

Рецензент:

Е.А.Харитонова, доцент кафедры педагогики, психологии и частных методик ГУО «ВО ИРО», кандидат педагогических наук