^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психология детей с проблемами в развитии

Введение
Психология детей с проблемами в развитии представляет собой отрасль психологической науки, занимающуюся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Дисциплина «Психология детей с проблемами в развитии» относится к вариативной части профессионального цикла и предназначена для студентов первого и второго годов обучения по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии». Форма обучения – очная.

Технологическое обеспечение социально-психологической помощи родителям детей с особенностями развития

К.С. Шалагинова пишет, что одним из результатов психологического сопровождения родителей и, как следствие, самих детей с особыми образовательными потребностями должно стать новое жизненное качество родителей — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как её части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменять условия своей жизни — быть её автором и творцом [Шалагинова, 2011].
Конкретизируя задачи помощи родителям детей с СДВГ, Н.А. Науменко указывает на то, что усилия семейных психологов и социальных педагогов относительно работы с родителями детей с СДВГ должны быть направлены:

Теоретические основы анализа социально-психологических проблем родителей детей с особенностями развития

Дети с особенностями развития так же, как все другие, имеют право на полноценную реализацию в обществе. Однако для этого необходимы дополнительные усилия, компенсирующие дефициты их исходного потенциала развития. Поскольку речь идёт о детстве, самыми главными людьми, которые обеспечивают соответствующие адаптационные, формирующие и развивающие условия, являются родители. Родительская семья ребёнка, развитие которого не совпадет с нормативным, оказывается в очень сложной ситуации. Наличие ребёнка с особыми потребностями может как мобилизовать ресурсы семьи, так и снизить её жизнеспособность. Жертвами деструктивных изменений в таком случае становятся ребёнок, имеющий малоблагоприятные условия развития; его родители, теряющие потенциал полноценной личностной и социальной самореализации, и в конечном итоге, общество, лишающееся возможных продуктивных вкладов своих членов. Здесь уместно говорить о потерях социума широкого диапазона: от духовно-нравственных (если иметь в виду умонастроение довольно большой по численности группы родителей) до экономических (необходимость обеспечивать те функции, которые родители не смогли выполнить, и зачастую значительно возросшие в силу формирования вторичных проблем и дефектов).

Личностно-социальная ситуация родителей детей с особенностями развития

3.1. Стресс и тревога в родительских семьях детей с особенностями развития

Характеризуя ситуацию семьи с особенным ребёнком, Е.В. Бурмистрова пишет, что многообразие трудностей, встающих на пути развития функционирования такой семьи, выводит её в группу риска по ряду показателей: подверженность стрессам, депрессиям, неврозам и т.п. [Бурмистрова, 2009, с. 81]
Daniel J. De Marie и Pieter le Roux считают, что признание родителями отклонения в развитии ребёнка сравнимо с опытом интенсивной потери. Некоторые семьи переживают это как смерть «нормального» ребёнка и его замену ребёнком с ограниченными возможностями [De Marie, 2001]. А.Н. Луковкина уточняет, что наиболее очевидно это в ситуации появления ребёнка с врождёнными отклонениями в развитии, но также справедливо и для ситуации, когда отклонение в поведении ребёнка становится заметно с возрастом — при появлении трудностей в обучении, например, обнаружение синдрома дефицита внимания и гиперактивности при поступлении в школу или задержки умственного развития. [Луковкина, 2011]. Родители в этом случае оказываются наедине со своими переживаниями, не имея возможности выразить свои чувства в культурно приемлемой форме, что ещё больше усиливает чувство изоляции [Bennet, 1995]; [De Marie , 2001]; [Ziolko, 1991].

Родительские семьи детей с особенностями развития в психологических исследованиях

2.1. Исследования взаимоотношений родителей и детей с особенностями развития

Описывая то, как воспринимается родителями информация о патологии ребёнка, особенно выявленной в младенческом возрасте, М.А. Жиронкина говорит о шоковой реакции. Матерям сложно принять больного ребёнка, некоторым бывает даже трудно брать малыша на руки, ухаживать за ним. Осознание того, что у ребёнка есть патология, влияет на материнское отношение к нему. В свою очередь, как указывает автор, эмоциональное неприятие малыша, то, что он не получает необходимого внимания, любви и заботы, способствует формированию у него вторичных отклонений в развитии. А это, в свою очередь, ещё больше расстраивает родителей, и они ещё больше дистанцируются [Жиронкина, 2008].

Роль родителей ребёнка с особенностями развития в его социальной адаптации

Проблема «особого детства» существовала на всём протяжении истории человечества. В процессе исторического развития отношение к нему менялось так же, как менялось отношение к детству вообще и к детям в целом. Французский психоисторик Ллойд Демоз приводит убедительные доказательства того, что даже жизнь ребёнка в историческом прошлом не рассматривалась как ценность [Демоз, 2000]. Тем более если это ребёнок особенный.
Джудит Райкус и Рональд Хьюз, специалисты по социально-психологической помощи семьям и детям группы риска, отмечают, что в большинстве культур существовали мифы и заблуждения, касающиеся ненормативного развития, а на людей, имеющих особенности, часто смотрели со страхом, подозрительностью и жалостью. Детей, родившихся с физическими недостатками или особенностями развития, называли «подменышами», полагая, что перед рождением дьявол «подменял» на них нормальных детей. «Виновниками» часто оказывались повивальные бабки, которые принимали роды, или священники, которые благословляли беременных женщин. Этих несчастных иногда лишали жизни по подозрению в сговоре с «врагом рода человеческого», а «детей дьявола» оставляли умирать или попросту умерщвляли. Убийство детей, имеющих ненормативное развитие, было санкционировано многими культурами в истории человечества [Райкус, 2009, с. 136].