^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психология детей с проблемами в развитии

Введение
Психология детей с проблемами в развитии представляет собой отрасль психологической науки, занимающуюся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.
Дисциплина «Психология детей с проблемами в развитии» относится к вариативной части профессионального цикла и предназначена для студентов первого и второго годов обучения по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии». Форма обучения – очная.

Данный курс базируется на дисциплинах «Философия образования и науки», «Проблемы инклюзивного образования детей», «Организация и проведение научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности».
Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения дисциплины, необходимы для выполнения научно-исследовательской работы студентов и осуществления их будущей профессиональной деятельности.
Курс состоит из двух частей.
В первой части, семестре изучения «А», рассматриваются представления о нормальном и аномальном развитии детей, психологические особенности детей с проблемами в развитии, в нее входят три темы:

  1. Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и аномального ребенка.
  2. Умственная отсталость, психическое недоразвитие и поврежденное психическое развитие.
  3. Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития.

Во второй части, семестре изучения «Б», раскрываются методы психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии, способы получения, обработки и интерпретации результатов диагностики. Она состоит из двух тем:

1.  Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии как отрасль специальной психологии и компонент системы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.
2. Дифференциальная диагностика.
Каждая часть дисциплины предполагает экзамен, по окончании
изучения дисциплины студенты должны представить и защитить курсовую работу.
Изучение дисциплины «Психология детей с проблемами в развитии» согласно учебному плану предусматривает определенное распределение часов по видам учебных занятий:

Семестр

А

Б

Всего

ЗЕТ по семестрам

6

5

11

Лекции

6

4

10

Практические занятия

30

30

60

Контактная работа

36

34

70

Самостоятельная работа

180

146

326

Итого

216

180

396

Цели изучения дисциплины – помочь студентам овладеть теоретико-методологическими основами психологии детей с проблемами в развитии; сформировать у студентов практическую готовность к осуществлению психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии.
Задачи

  1. Обеспечить усвоение базовой системы научных знаний в области психологии детей с проблемами в развитии.
  2. Раскрыть специфику и особенности развития разных категорий детей, имеющих проблемы в развитии.
  3. Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии как особой отрасли специальной психологии.
  4. Обеспечить овладение методами психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии, способами получения, обработки и интерпретации результатов диагностики, составления заключения.
  5. Выработать готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
  6. Сформировать готовность к решению профессиональных задач в области психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии в специальном и инклюзивном образовании.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  1. специфику и особенности развития детей, имеющих проблемы в развитии;
  2. специфику психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии как особой отрасли специальной психологии и деятельности детского практического психолога;
  3. роль и место психолого-педагогической диагностики в системе психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
  4. теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии (объект, предмет, цель, задачи, принципы психолого-педагогической диагностики, историю развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии);
  5. этические нормы проведения психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии;

уметь:

  1. применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
  2. разрабатывать с учетом возрастных особенностей детей последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка;
  3. выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей;
  4. осуществлять контроль за ходом психического развития детей с проблемами развития на разных этапах дошкольного детства в образовательных организациях;
  5. выявлять в детской популяции детей с проблемами в развитии;
  6. осуществлять подбор и модификацию психолого-педагогических и стандартизированных методов психологической диагностики для обследования детей разного возраста с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями;
  7. проводить психологическую диагностику детей с проблемами в развитии в психолого-медико-социальных комиссиях и центрах;

владеть:

  1. нравственными, этическими и правовыми нормами профессиональной деятельности;
  2. методами и средствами психолого-педагогической диагностики проблем в развитии детей;
  3. способами получения, обработки, анализа и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии.

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Психология детей с проблемами в развитии» состоит из трех разделов. В первом разделе представлены тематика и содержание лекционных занятий по дисциплине. Второй раздел пособия включает тематику и содержание практических занятий, учебно-исследовательские задания и методические рекомендации по подготовке к занятиям. В третьем разделе пособия представлены материалы для контроля результатов освоения дисциплины: примерные вопросы к экзамену, примерные тестовые задания.

Тема 1. Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и аномального ребенка

Предмет психологии детей с проблемами в развитии

Психология детей с проблемами в развитии возникла как объединение нескольких дисциплин (специальной психологии, дефектологии, коррекционной педагогики) и является следствием гуманизации общества, выделения понятия «дети с особенностями в развитии» или «дети с проблемами в развитии». Это пограничная область знаний, имеющая широкую связь с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Предмет психологии детей с проблемами в развитии – закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.
Психология детей с проблемами в развитии изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.
Психология детей с проблемами в развитии рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигоф-ренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому психологию детей с проблемами в развитии определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. Также психология детей с проблемами в развитии изучает психологические особенности детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением, с одаренностью и пр.
Таким образом, психология детей с проблемами в развитии изучает особенности лиц (детей и взрослых) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.
Атипия – это несоответствие норме, развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Цель психологии детей с проблемами в развитии – изучение индивидуально-типических особенностей детей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни детей с атипиями.
Психология детей с проблемами в развитии ориентирована на детскую популяцию, которая включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, со знаком «плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени, и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, со знаком «минус»). Позитивные и негативные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного изучения. Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде.
У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а также возможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, на образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества.
Задачи психологии детей с проблемами в развитии:
1) структурирование науки: установление границ компетентности, уточнение системы понятий, дифференциация и интеграция с другими науками, перспективы развития;
2) исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития, установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития, классификация нарушений психического развития;
3) разработка методов выявления нарушений психического развития и определения их структуры;
4) разработка системы помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития;
5) повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля, формирование толерантности общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
Понятие нормы и аномальности в психическом развитии ребенка
К аномальным (от греч. anomalos – неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.
Дефект (лат. defectus – недостаток) – нарушение одной из функций. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Тип нарушения психического развития определяют параметры дизонтогенеза: время возникновения нарушения, функциональная локализация нарушения, соотношение между первичным и вторичным дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий.
Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.
Среднестатистическая норма – норма развития, которая укладывается в некий средний уровень, а любое отклонение от этого уровня можно считать отклонением.
Социально-желаемая (культурная) норма – это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране.
Нормой в психологии и поведении человека является состояние, при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц, т. е. соответствует критериям психического здоровья:
– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
– критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств (Елисеев В.В.).

Факторы, нарушающие развитие

Факторы риска – широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка.
Контингент детей, подверженных действию того или иного фактора риска, называется группой риска по данному фактору. В зависимости от теоретических позиций авторов наметилось несколько классификаций факторов риска.
Та к , В.В. Ковалев выделяет три группы факторов:
1) экзогенно-биологические факторы (нарушения в протекании беременности, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания и т. п.);
2) эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генные дефекты, различные формы дизонтогенеза);
3) социально-психологические факторы (психическая депривация, неправильное воспитание в семье, психические травмы и др.).
Е.И. Казакова также указывает три основные группы факторов риска: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
В.Е. Логунова подразделяет факторы риска на следующие:
1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.);
2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.);
3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.).
Также факторы риска могут подразделяться в зависимости от времени воздействия на развивающийся организм: факторы внутриутробного периода, перинатального периода, новорожденности, младенчества, раннего детства и т. д.
Психическое развитие ребенка – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов.
Причинами нарушения психического развития являются:
1) биологические факторы:
• врожденные: перинатальная патология, генетические нарушения;
• приобретенные: натальные нарушения, постнатальные нарушения;
2) социальные факторы:
• неблагоприятная социальная среда: объективные и субъективные воздействия;
• депривация: сенсорная, эмоциональная, когнитивная, социальная.
К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
В.В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
1) необратимое психическое недоразвитие (олигофрения);
2) задержанное психическое развитие (обратимое – полностью или частично);
3) поврежденное психическое развитие – деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития);
4) дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии);
5) искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм);
6) дисгармоническое психическое развитие (психопатии).
Вопросы для самоконтроля
1. Обозначьте предмет и задачи психологии детей с проблемами в развитии. С чем связано выделение психологии детей с проблемами в развитии в отдельную дисциплину?
2. Что такое норма? Какие виды норм вы знаете?
3. Перечислите факторы, приводящие к нарушению психического развития.
4. Каковы причины нарушения психического развития?
5. Перечислите виды дизонтогенеза, выделенные В.В. Лебединским.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с.
2. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие / К.С. Лебединская. – М. : Академия, 2011. – 303 с.
3. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза / М.Х. Спатаева. – Омск : ОмГУ, 2013. – 188 с. (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
Дополнительная
4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 140 с.
5. Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин ; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с.
6. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 256 с.
7. Специальная психология : учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лу-бовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Academia, 2005. – 461 с.