^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Причины возникновения СДВГ, особенности психического развития детей с СДВГ и принципы взаимодействия с ними

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается  одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции.
В МКБ-10 рассматриваемые расстройства объединяются в две группы: нарушение ативности и внимания и гиперкинетические расстройства социального поведения. В DSM-IV (амер. кл.) эти расстройства включены в рубрику «Дефицит внимания/гиперактивность».
Встречается у 3% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастной диапазон – 1.5-15 лет.
Термин «минимальная мозговая дисфункция» официально введен в 1962 году на специальной международной конференции в Оксфорде и с тех пор употребляется в медицинской литературе. С этого времени термин ММД использовался для определения таких состояний, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития.

На сегодняшний день отсутствует единое мнение о факторах, ведущих к возникновению СДВГ.
Возникновение СДВГ может быть обусловлено воздействием различных  факторов: биологических  и социальных.
Чаще всего причиной является раннее органическое повреждение головного мозга (токсикозы беременных, родовые травмы, ранние нейроинфекции). Может встречаться у больных с олигофренией, эпилепсией, шизофренией, неврозами.
Считается, что возникновению СДВГ способствует асфиксия новорожденных, угроза прерывания беременности, анемия беременных, переношенность.
В развитии СДВГ наблюдаются  также половозрастные различия. Среди мальчиков признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированы, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций при поражении центральной нервной системы по сравнению с мальчиками.
Таким образом, на современном этапе рассматриваются три основные группы факторов, детерминирующих развитие СДВГ:

  • Раннее повреждение ЦНС
  • Наследственно-конституциональные факторы
  • Социальные факторы

Большинство исследователей отмечают три основных проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышение двигательной активности.
Отставание биологического созревания ЦНС у детей СДВГ и, как следствие, высших мозговых функций (преимущественно регулятивного компонента), не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
Исследование Л.А. Ясюковой показывают специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.
Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются «пробелы в хорошо усвоенном» материале.
Обращают на себя внимание нарушения речи. Наиболее частыми являются такие нарушения: задержка развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость. Нарушения голоса и речевого дыхания.
Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно.
Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде (Халецкая О.В.).
Одной из наиболее характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения  социальной адаптации. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию и ведут к формированию негативной «Я-концепции».

  • Развитие дефицитарных функций

При развитие дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть  и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, и лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы три дефицитарные функции одновременно.

  • Отработка навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе нужно научить ребенка понимать инструкции: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Желательно разработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний, которая поможет ему в последствии адаптироваться в детском коллективе.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала следует включать ребенка в группу из 2-4 человек и только после этого можно включать его в общегрупповые игры и занятия.
В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться, что приведет к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.

  • Работа с родителями гиперактивного ребенка

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними.
Многие  усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за проступки, вводят непреклонную систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы  стараются не обращать внимания на  поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу действий, лишая его необходимой поддержки взрослого.
Некоторые родители начинают винить себя в том, что ребенок такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко и спокойно, желательно избегать не только криков и приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона, т.к. г-й ребенок быстро присоединяется к настроению взрослого и его могут захлестнуть эмоции.
Довольно часто г-е дети обладают неординарными способностями, сообразительны, что может спровоцировать завышенные требования со стороны родителей и увеличению нагрузок, которые приводят к переутомлению, капризам и отказу от учебы.
Если родители выбирают тактику вседозволенности, ребенок очень быстро начинает манипулировать ими.
В случае, если родители считают, что какую-либо деятельность ребенка необходимо запретить, то нужно помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме.
В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций за нарушения.
Рекомендуется ограничивать пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много людей.
Соблюдение четкого режима дня – одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гипер-м ребенком.