^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Диагностика агрессии

Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов.
Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является первым пособием по этой теме.
Согласно Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. Большинство ученых принимают следующее определение.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Виды агрессии по Басу.
1.Физическая – активная – прямая. Например: нанесение другому лицу ударов холодным оружием, избиение или ранение.
2. Физическая – активная – непрямая. (Сговор).
3. Физическая – пассивная – прямая.
4. Физическая – пассивная – непрямая (отказ освободить территорию во время сидячей забастовки).
5. Вербальная – активная – прямая (унижение).
6. Вербальная – активная – непрямая (клевета).
7. Вербальная – пассивная – прямая (отказ отвечать на вопросы).
8. Вербальная – пассивная – непрямая (отказ высказаться в защиту человека, которого критикуют).

Причины агрессии по Бандуре (Bandura, 1983).

  1. Агрессия приобретается посредством:

- биологических факторов (гормоны, н.с.)
- научения (опыт, наблюдение).
2. Агрессия провоцируется:
- возбуждением;
- неприемлемым обращением;
- побудительными мотивами (деньгами);
- инструкциями (приказами);
- эксцентричными побуждениями (паранойя).
3. Агрессия регулируется:
- внешними поощрениями и наказаниями (материально, например);
- механизмами саморегуляции (гордость, вина).

Методы систематического изучения агрессии.
Экспериментальный и неэкспериментальный подходы в исследованиях.
Неэкспериментальный – наблюдение в барах, ресторанах. Изучение сведений, форм обращения родителей с детьми, за лицами, злоупотребляющих алкоголем.
Экспериментальный – дать исследуемому ром с кока-колой.
Опрос.
Архивные исследования – сведения о преступности, бракоразводных записей.
Вербальная информация – друзья, родственники.


Анкеты.

Анкета Штрауса и Штайнметца для выявления причин и последствий насилия в семье.
Респонденты должны указать степень, с которой они и члены их семьи проявляли данное поведение в отношениях друг с другом за указанный период времени. Детям дается следующая инструкция: «Это список того, что твои мама и папа могут делать, когда у них возник конфликт. Вспомни все, а не только самые серьезные размолвки, и укажи, как часть при этом каждый из них совершает поступки, перечисленные ниже. Используя расшифровку, обведи кружком число, которое лучше всего показывает, как твои папа и мама решают свои проблемы».
О – никогда
1 – почти никогда
2 - иногда
3 – почти всегда
4 – всегда
мама папа

А. Старается обсуждать спокойно

01234

01234

Б. Обсуждает вопрос спокойно

01234

01234

В. Ищут информацию для решения вопроса

01234

01234

Г. Призывает кого-то еще, чтобы рассудили и помогли

01234

01234

Д. Много спорят, но не кричат и не визжат

01234

01234

Е. Кричат, визжат и оскорбляют друг друга

01234

01234

Ж. Надуваются и отказываются разговаривать

01234

01234

З. Бросают что-нибудь (но не друг в друга) или разбивают что-нибудь

01234

01234

И. Бросают чем-нибудь друг в друга

01234

01234

К. Выбегают из комнаты

01234

01234

Л. Толкают, хватают или тащат друг друга

01234

01234

М. Бьют (или пытаются ударить) один другого чем-нибудь тяжелым

01234

01234

Н. Угрожают ударить или бросить чем-нибудь друг в друга

01234

01234

О. Бьют (или пытаются ударить) другого, но не чем-нибудь.

01234

01234

Галли, Денджерик, Пепинг и Берстром использовали тактику версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах».
Инструкция: записать конфликты, насильственные действия, которые дети наблюдали у родителей между собой, по отношению к детям, между детьми и т.д.

Тест агрессии по Басу и Дарни включает 105 вопросов типа «да – нет» («когда я разозлюсь, я ругаюсь», «люди, которые достают вас, напрашиваются на удар в нос», «если кто-то ударит меня первым, я ему покажу»).
Оценивание другими человека, чья агрессивность нас интересует, происходит при помощи других, «незаинтересованных» индивидов (Кто не слушает учителя? Кто толкает других детей?).
Проективные методы – просим испытуемого рассказать о некотором неопределенном стимульном материале, как бы «проектируя себя».
К ним относится тест тематической апперцепции (ТАТ) и тест чернильных пятен Роршаха.
Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.
Тест Роршаха – исследователи предлагают показать испытуемому серию картинок с чернильными пятнами и просят сказать, на что они похожи, или о чем они ему напоминают.

По Элизару, 1949 анализ идет по шести категориям:
- негативные установки или эмоции;
- предметы, используемые в агрессивных целях;
- описания злобного, агрессивного поведения;
- символические ассоциации с агрессией или гневом;
- амбивалентности или двусмысленности;
- нейтральный ответ.
Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу – испытуемому показывают комикс, где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ в облачко, выходящее из его рта.

Наблюдение агрессии.
Полевые наблюдения в естественных условиях (на игровой площадке). Натуралистические наблюдения – не вмешиваясь, при интенсивном движении, в супермаркетах, ресторанах (намеренно налететь сзади) реакция вежливая, безразличная.
Лабораторные наблюдения: «игровые меры», вербальное нападение на других, «безопасное, не приносящее вреда нападение на живого человека», «якобы причиняющее вред» нападение.

Становление агрессивного поведения в семье.
Полные и неполные семьи.
Отношения «родитель – ребенок».
Взаимодействие с братьями и сестрами.
Стиль семейных отношений.
Наказание.
Вред физических наказаний.
Агрессия и социальный статус.
Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения.
Агрессия в естественных условиях: наркотики, алкоголь, сексуальная агрессия.

Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием наследственности, семьи, сверстников, воспитания, а также средств массовой информации.