^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Агрессивный ребенок.

Агрессивный ребенок

Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик , а сейчас – драчун. В детском саду его только и ругают». Эти жалобы обычно достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в драчунов и задир. Если подобное превращение происходит сразу после поступления в детский сад, то вероятнее всего это связано со срывом ориентации ребенка, стрессом в новой обстановке, а, главное, неумением общаться со сверстниками. Воспитатель обучает ребенка игровым навыкам и вовлекает в общую игру. Чтобы не допустить исключения ребенка из игры, воспитатель участвует в ней вместе с детьми, привлекая внимание к тому, что у ребенка получается.

После возвращения из детского сада родители должны интересоваться, во что играли другие дети, побуждая ребенка приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома. Но подобные меры дают результаты только в случае, если причиной агрессивного поведения является отсутствие игровых навыков у ребенка.
Сложнее, если дети приносят агрессивную модель из семьи, где она не только принята, но и поощряется. Некоторые родители внушают ребенку, что он должен быть сильным, всегда давать сдачи на любую обиду. Но если не отказаться от этой модели, не учить ребенка умению понять другого человека, сопоставлять его желания со своими, то это агрессивное поведение уже к 12 годам приведет к агрессивному и пренебрежительному отношению к родителям, к отсутствию друзей у ребенка, и тогда уже поздно будет исправлять его поведение.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно из-за постоянного просмотра соответствующих мультфильмов, боевиков, «ужастиков», где присутствуют элементы насилия. Чтобы дети не играли в воинственные игры, полезно обсуждать поступки действующих лиц, положительных и отрицательных героев. Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест, проявляющейся в грубости, драках. Такие реакции сначала всегда избирательны и направлены на обидчика.
Очень важно обучить детей, пребывающих в почти постоянном нервном напряжении, некоторым простейшим приемам саморасслабления.
Научить ребенка сочувствию, состраданию – очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная агрессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить прощение,— это их способ добиться любви.
Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка, и из этого заключает, что у детей вообще нет оснований быть агрессивными. Мы любим своих детей, это верно, но далеко не все проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувствовали ее.
Если агрессивность проявляется в первые 2 или 3 года жизни малыша, он будет изливать ее непосредственно на нас. И так будет продолжаться в течение еще нескольких лет. Он будет плакать, кричать, намеренно не слушаться, а иногда даже попытается ударить нас, своих родителей. Все это совершенно нормально. Если же он был чересчур избалован или заласкан в первые 3 или 4 года, его психическое развитие окажется замедленным, и тогда всякое изменение нашего отношения к нему начнет стимулировать агрессивные действия, которые он тоже выплеснет на нас. Но если его возмущение постоянно подавляется, оно накапливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в иные формы.
Психологи называют подобный феномен «перенесение», это одна из самых обычных примет агрессивности. Негативная сторона этой стадии развития состоит в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный характер, легко поддается коррекции, сглаживается и исчезает. Однако это происходит при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и родителей.