^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Как правильно запрещать

Сценарий групповой консультации для родителей «Как правильно запрещать»
Чтобы ответить родителям на вопрос, который они чаще всего задают психологам: «Как запрещать ребенку, чтобы обезопасить его и одновременно сохранить с ним доверительные отношения?» – проведите групповую консультацию. В статье – готовый сценарий консультации и практические упражнения по теме.

 

Для кого, зачем и как

Участники: родители.
Цели: научить родителей грамотно пользоваться запретами при воспитании детей; повысить их педагогическую компетентность.
Задачи: проанализировать стратегии реагирования родителей на опасные ситуации; познакомить с цветовыми зонами запретов Ю. Гиппенрейтер; совместно выработать правила использования запретов.
Материалы и оборудование: цветные лепестки и лист формата А3 со стеблем, 4 стебля зеленого, желтого, оранжевого и красного цветов, трафареты детских ладошек красного цвета, цветные карандаши, листы бумаги желтого цвета.
Продолжительность: 60 минут.
Альсина Тавтилева, педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОБУ № 19, г. Оренбург

Часть 1. Приветствие (10 мин)

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашей встречи – родительские запреты. Мы поговорим сегодня о том, как вести себя с ребенком, когда возникают опасные ситуации. Я расскажу вам о цветовых зонах запретов, которые предложила российский психолог Юлия Гип-пенрейтер. А для начала выполним упражнение.
Упражнение «Цветок настроения»
Педагог-психолог: Я предлагаю вам определить цвет своего настроения. Перед вами – цветные лепестки. Выберите любой из них и приклейте к нашей заготовке. В результате у нас получится «цветок настроения».
Родители выполняют задание – приклеивают лепестки к стеблю на листе А3. Упражнение позволит участникам снять напряжение, расслабиться и настроиться на групповую работу.

Часть 2. Стратегии поведения родителей (10 мин)

Педагог-психолог: Безопасность ребенка - одно из главных условий его жизнедеятельности. Задача родителей - оградить ребенка от потенциальных опасностей и предупредить о существующих. Вспомните, как вы обычно реагируете, когда ребенок попадает или может попасть в ситуацию, которая, например, угрожает его здоровью? (Родители отвечают.)
Существуют три стратегии поведения родителей, которые связаны с безопасностью ребенка. Первая стратегия -оберегать ребенка любыми способами от различных опасностей. Родители действуют по принципу «знаю, где упадет, и постелю соломинку». Как вы думаете, какие последствия могут быть? (Родители отвечают.) Ребенок растет несамостоятельным. Он не умеет определять степень опасности и не знает, как реагировать на нее.
Поднимите руку, кто чаще всего использует эту стратегию? (Родители выполняют задание.) Вторая стратегия - предупреждать с расчетом на инстинкт самосохранения ребенка. «Не ходи - упадешь!» - говорят родители. Как вы думаете, такая стратегия принесет пользу? (Родители отвечают.) Тоже нет. Ребенок станет боязливым, будет воспринимать все вокруг как опасное и непреодолимое. Поднимите руку, кто узнал себя? Третья стратегия - определить границы и показать способы реагирования в той или иной ситуации. «Предупрежден значит вооружен!» - именно этому принципу следуют родители, которые придерживаются третьей стратегии. Что в этом случае получает ребенок? (Родители отвечают.) Он получает личный опыт и может самостоятельно определить степень опасности, овладевает навыками реагирования на сложившиеся обстоятельства. Поднимите руку, кто предпочитает эту стратегию? Итак, подведем итоги. При первой стратегии поведения родителей есть вероятность, что, став взрослым, ребенок так и не научится определять степень опасности и правильно на нее реагировать. При второй стратегии - у ребенка могут возникнуть страхи, которые помешают ему адекватно воспринимать опасность. Третья стратегия - наиболее эффективная. Родители, которые ей следуют, дают возможность ребенку самому понять ситуацию и выбрать правильный способ реагирования на нее.

Часть 3. Цветовые зоны запретов(5 мин)

Педагог-психолог: Российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер предложила разделить все запреты на зоны: зеленую, желтую, оранжевую и красную.
В зеленую зону входит то, что ребенок может делать по собственному желанию, в отношении чего он имеет полную свободу выбора - куда пойти, чем заняться, с кем дружить, что надеть.
В желтой зоне находятся действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. То есть он сам может принять решение, соблюдая определенные правила. Например, можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить; можно посмотреть мультфильм, но после ужина. Важность данной зоны в том, что именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Родители на первых этапах помогают ребенку быть осмотрительным и учиться сдерживать себя при помощи установленных правил. Постепенно ребенок привыкает к новым правилам и принимает их при условии, что родители проявляют уважение к чувству свободы и самостоятельности ребенка. Так дети легче воспринимают родительские ограничения. В оранжевой зоне находятся действия ребенка, которые при особых обстоятельствах могут быть разрешены. Например, ребенок может не лечь спать вовремя, так как ожидает приезд отца из командировки. В красной зоне находятся неприемлемые ни при каких обстоятельствах действия ребенка - наши категорические «нельзя»: нельзя бить, кусаться, играть со спичками, ломать игрушки, обижать маленьких.

Часть 4. Практикум (25 мин)

Мозговой штурм «Замени слово "нельзя"»
Разделите родителей на 2-3 команды. Предложите каждой команде подобрать как можно больше слов, которыми можно заменить слово «нельзя». Все варианты запишите на доске. Победит та команда, которая назовет больше вариантов.
Упражнение «Правила запрета»
Попросите родителей разделиться на группы. Задача каждой группы - сформулировать и записать запреты, характерные для каждой из цветовых зон, а затем представить результаты своей работы.
Примеры запретов:
– зеленая зона – разрешается читать книжки, выбирать друзей, проявлять свои чувства, рисовать, ходить в туалет;
– желтая – можно гулять одному, но только во дворе; можно ходить по лужам, но в резиновых сапогах; можно рисовать и готовить, но в фартуке; можно смотреть телевизор, но до определенного времени;
– оранжевая – можно поесть сладкого, сколько хочешь, в день рождения; можно подольше посидеть у телевизора, за компьютером в выходные дни;
– красная – нельзя совать пальцы в розетку; нельзя открывать дверь чужим людям; нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми.


Упражнение «Цветок запретов – цветок разрешения»
Педагог-психолог: Сейчас каждый из вас получит трафареты детских ладошек. Это будущие лепестки для «цветка запретов». Обведите свою ладонь на желтой бумаге несколько раз. Это будущие лепестки для «цветка разрешений». На лепестках красного цвета запишите запреты для своего ребенка, а на лепестках желтого цвета – что ему можно. Наклейте лепестки на стебли так, чтобы для каждой цветовой зоны запретов получился свой цветок.
Родители выполняют задание. После чего резюмируйте работу группы и дополните информацию о запретах, полученную от родителей.
Педагог-психолог: Итак, подведем итоги – как правильно запрещать.
Первое – все, что опасно для жизни, однозначно «нельзя»! Второе – если запрещаете, то приводите аргументы. Ребенок должен понимать причинно-следственную связь запретов. Если вы много раз без объяснений повторяете «нельзя», ребенок может уступить вам. Но как только вы будете вне поля зрения, ребенок нарушит запрет из-за любопытства. Ведь ему не объяснили, почему этого делать не стоит. В данном случае хорошо, если вы на примере покажете ребенку, что будет, если он нарушит запрет.
Третье – если запрещаете, то предложите альтернативу. Ребенок лучше воспринимает запреты, когда взрослый может предложить другие варианты. Например: «Рисовать на обоях нельзя, а вот на мольберте или на ватмане сколько хочешь. Пойдем вместе нарисуем что-нибудь». Таким образом, вы переключите внимание ребенка на другой объект, и в то же время он поймет, что его свободу не ограничили и его мнение ценят. Четвертое – запретов не должно быть много. Если вы часто употребляете слова «нет» и «нельзя», ребенок перестает их воспринимать. Он будет либо протестовать и устраивать истерики, либо возложит все полномочия по решению различных ситуаций на ваши плечи и перестанет проявлять личную инициативу. Кроме того, при частом повторении «нет» теряется ценность подобных слов – запрет перестает нести определенную значимость, и ребенок начинает пренебрегать им, игнорировать. Пятое – если вы что-то запретили, то не отменяйте свой запрет, не поддавайтесь на просьбы и обещания ребенка, его протесты и ухищрения. Будьте последовательными. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что к мнению взрослого нужно прислушиваться. Если вы будете колебаться, поменяете свое решение, это выведет ребенка из равновесия. Для него будет непонятно, почему вчера «было можно», а сегодня «нельзя». В дальнейшем ребенок будет воспринимать запреты неоднозначно, а авторитет взрослого в его глазах начнет падать.
Шестое – когда что-то запрещаете ребенку, оставайтесь спокойными, контролируйте себя. Ведь ребенок определяет и оценивает ситуацию по вашим эмоциям. Раздраженный и громкий голос помешает ему запомнить запрет и его причины. А положительные эмоции не позволят воспринять ограничения всерьез. Потому все запреты проговаривайте без лишней эмоциональной окраски, в спокойном, но требовательном тоне. Так ребенок лучше поймет и примет, что запрет это не родительская прихоть, а естественное ограничение.
Седьмое – запрещайте, но будьте справедливыми. Для начала обсудите запреты в семейном кругу без присутствия ребенка. Всем членам семьи необходимо договориться о поведении и правилах в определенных ситуациях и в дальнейшем придерживаться единой позиции. Разногласия между родителями могут вызвать у ребенка недоумение и вывести из равновесия. Но главное правило – большинство запретов справедливо для всех. Ситуации, когда то, что запрещено ребенку, разрешено взрослому, необходимо разъяснять.

Часть 5. Рефлексия «Книга отзывов» (10 мин)

Педагог-психолог: Предлагаю каждому выразить свои впечатления о нашей встрече с помощью синквейна. Синквейн пишут по схеме: первая строка существительное, вторая - два прилагательных, третья - три глагола, четвертая -фраза из четырех строк, пятая - существительное, которое для вас синонимично слову в первой строке. Например:
Встреча

замечательная, поучительная

общались, говорили, играли

все очень понравилось

ЗНАНИЯ


Родители выполняют задание, затем по желанию зачитывают синквейны, которые у них получились.
Педагог-психолог: Спасибо, что нашли возможность прийти на эту встречу, пожелали получить новый опыт общения и познания.
Источник: Справочник педагога-психолога, №9, 2018г