^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Родительское собрание: значение режима дня в жизни дошкольника

Л. С. АЛЕКСЕЕВА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Организация родительского собрани в детском дошкольном учреждении образования

Воспитатель и помощник воспитателя детского дошкольного учреждения образования (далее детсада, ясли-сада или детского сада) ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. 


Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения воспитателей (помощников воспитателей) с родителями.
Однако родители - люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем (помощником воспитателя), прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.


Родительское собрание


Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения
собрания основная нагрузка ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров;
использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
В детском саду могут применяться следующие формы проведения родительских собраний: психологический тренинг; мастер-класс; совместное занятие детей с родителями; день открытых дверей; показ театральных постановок.


Подготовка родительского собрания


1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание
желательно изготовить
приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. 
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Можно использовать такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
6. Иногда на собрание можно пригласить сказочного героя.
7. Внимание родителей к собранию можно привлечь с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
8. Желательно провести заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Непосредственно перед собранием необходимо:
- подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами, отчествами родителей;
- подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации;
- продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.


Проведение родительского собрания


Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания - 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего. 
2. Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы или других специалистов детского сада, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из
практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и детского дошкольного учреждения образования. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно значение - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

1.2. Требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой
диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного
Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми. Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов. Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми - физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. - также следует проводить на свежем воздухе.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования
для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» предусмотрены следующие требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования :
160. Распорядок дня воспитанников в учреждении дошкольного образования должен предусматривать:
гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;
достаточное пребывание на свежем воздухе;
осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;
проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
161. Длительность пребывания воспитанников в санаторных яслях- садах, санаторных детских садах должна быть не менее 12 часов в день.
162. Максимальная нагрузка на воспитанников дошкольного возраста в организованных занятиях (далее - занятия), количество и виды занятий, их длительность и
место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебными планами и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном
законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10-15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет - до 20-25 минут, с воспитанниками в физкультурные минутки - не менее 1,5-2 минуты.
Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10-12 минут. Во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности.
В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех группах задаваться не должны.
163. Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут - 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Руководитель учреждения дошкольного образования может приниматься решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек и температуре атмосферного воздуха -15 °С и ниже - для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха -18 °С и ниже - для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
164. Занятия воспитанников дошкольного образования в рамках платных услуг в сфере образования и услуг, сопутствующих получению образования, организуются по группам с учетом следующих требований:
занятия должны проводиться в свободных помещениях групповых, в залах для музыкальных занятий и занятий по физической культуре или в специально оборудованных помещениях;
распорядок дня
должен составляться
согласно приложениям 12 и 13 к
Санитарным
правилам; 
занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников;
занятия должны быть организованы для воспитанников не ранее чем с 4-5-летнего возраста;
продолжительность занятия не должна превышать 30 минут; наполняемость групп должна быть не более 12 воспитанников; в группах с длительностью пребывания воспитанников 10,5-12 часов занятия должны проводиться после дневного сна и физических упражнений (по физическому воспитанию - после дневного сна) не более двух раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более трех раз неделю - для воспитанников 5-6-летнего возраста;
в группах с кратковременным пребыванием воспитанников занятия должны быть организованы в первую или вторую половину рабочего дня дошкольного учреждения, в выходные дни - не более 4-5 раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более 5-6 раз в неделю для воспитанников 5-6-летнего возраста;
занятия, в деятельности которых преобладает статический компонент, должны проводиться не более 2 раз в неделю;
при посещении воспитанником нескольких занятий с преобладанием статического компонента они должны чередоваться с занятиями динамического характера;
длительность работы воспитанников с природными материалами (глина, лоза, шишки, соломка), тканью, бумагой, картоном не должна превышать 15 минут.
Организация занятий в приемных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, учреждений дошкольного образования
запрещается.
165. Режим занятий воспитанников учреждений дошкольного образования с использованием ПЭВМ должен соответствовать настоящим Санитарным нормам и правилам, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно¬вычислительным машинам и организации работы.
Игровые занятия с использованием ПЭВМ должны проводиться для воспитанников с 5-6-летнего возраста не более 2 раз в неделю.
Функциональные и эргономические параметры компьютерного места воспитанника 5-6-летнего возраста должны быть согласно приложению 14 к настоящим Санитарным нормам и правилам.
Использование в работе с воспитанниками компьютерных игр с напряженным темпом развертывания событий, жестоким содержанием запрещается. 
166. Длительность просмотра телевизионных передач в учреждениях дошкольного образования не должна превышать 20 минут для воспитанников 4-5-летнего возраста, 30 минут - для воспитанников 6-летнего возраста.
При просмотре телевизионных передач в вечернее время должно быть обеспечено освещение верхним светом или местным источником света. В дневные часы окна должны быть зашторены.
167. Физическое воспитание и закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке
учебной программой дошкольного образования и должно включать следующие средства: занятия по физической культуре; физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурная минутка и другое);
активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и другое).
168. Для организации физического воспитания и закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья:
первая группа - основная, комплектующаяся детьми, не имеющими медицинских показаний к ограничению занятий;
вторая группа - ослабленная, комплектующаяся детьми с временными медицинскими ограничениями по физической нагрузке и закаливанию.
Ограничения по физической нагрузке и закаливанию должен определять врач-педиатр участковый (врач общей практики).
169. Активная двигательная активность воспитанников на занятиях по физической культуре должна составлять 70-85 % от общей длительности занятия по физической культуре.
Занятие по физической культуре должно состоять из вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части.
При правильной организации занятия по физической культуре частота сердечных сокращений (пульс) у воспитанников после вводной части и общеразвивающих упражнений должна увеличиться на 15 % - 20 % от исходной, после основных движений подвижной игры - на 50 % - 60 % и после заключительной части - на 10 % - 15 % от исходной.
170. Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца. 
При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие требования:
естественные природные факторы должны использоваться комплексно; закаливающие процедуры должны проводиться систематически с постепенным увеличением естественного природного фактора;
способ закаливания должен определяться с учетом состояния здоровья воспитанника.
При закаливании в условиях групповой ячейки одежда
воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).
171. Руководитель учреждения дошкольного образования и медицинский работник должны:
оценивать эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников;
осуществлять контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений, закаливанием;
контролировать санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви;
проводить санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания и закаливания воспитанников среди работников дошкольного учреждения и родителей.
172. Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования.
Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается, за исключением специально отведенных для работников мест.
173. В учреждении дошкольного образования воспитанники должны:
мыть руки с мылом перед приемом пищи, после прогулок, посещения санитарного узла, иметь индивидуальные предметы личной гигиены;
ежедневно (во время утреннего умывания или после
обеда) чистить зубы: с 2-летнего возраста увлажненной щеткой, а с 3-летнего - с использованием детской зубной пасты;
с 2-летнего возраста после каждого приема пищи полоскать полость рта водой, имеющей комнатную температуру. Зубные щетки и стаканчики должны храниться в буфетных групповых ячеек.

Источник: Алексеева, Л. С. Родительское собрание: значение режима дня в жизни дошкольника. Лабораторная работа: учебно-методическое пособие / Л. С. Алексеева. - Репозиторий БГУИР, 2020.