^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Методические рекомендации к выполнению зачетной работы

Введение
Важной составляющей образования студентов является педагогическая практика. Она требует от студентов понимания и осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с психическим развитием обучающихся и высокого уровня общей психолого-педагогической культуры.
Психолого-педагогическая характеристика - одна из форм отражения данных об индивидуальных особенностях личности, коллектива, группы. Такая характеристика может включать в себя особенности личности учащихся, их учебной деятельности, своеобразие функционирования психических процессов и т. д.
Цель написания психолого-педагогической характеристики в рамках педагогической практики состоит в освоении способов получения достоверных психологических знаний об индивидуальных особенностях учащихся, необходимых для практической работы.

Основные задачи работы над психолого-педагогической характеристикой:
• расширение и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин;
• освоение и применение в учебно-воспитательной работе методов получения психолого-педагогической информации;
• формирование умения анализировать проводимую учебно-воспитательную работу с обучающимися с учетом полученной информации;
• планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

1. Алгоритм работы по изучению личности учащегося и учебной группы
Исследование учащегося и учебной группы включает следующие этапы:
1) выбор учащегося или учебной группы: осуществляется по желанию студента-практиканта, по желанию самого испытуемого (испытуемых), по рекомендации педагогов, классного руководителя;
2) изучение документов: приступить к изучению документов (классный журнал, учетные карточки, личное дело и т. д.) после того, как определен испытуемый или учебная группа; провести анализ информации об успеваемости учащегося, о составе и статусе семьи, о впеучебной занятости учащегося (учащихся);
3) беседа, наблюдение: уточнить и конкретизировать в ходе бесед с учащимся, его учителями, родителями, а также в ходе наблюдения за учащимся во время уроков документальные данные.
4) проведение психодиагностики:
выбор методов исследования (осуществляется в соответствии с целями исследования);
подготовка процедуры исследования: организация условий и места для проведения исследований, подготовка инструкции, бланка ответов, сти- мулыюго материала (перечня вопросов (утверждений), карточек с математическими, графическими задачами и т. д.), ключа обработки результатов;
-проведение исследования: инструктирование, мотивирование испытуемого и непосредственное предъявление тестовых заданий;
- обработка результатов исследования: количественный и качественный анализ данных исследования: получение количественного показателя, построение таблиц, диаграмм, графиков, профилей;
-интерпретация результатов: описание результатов исследования и формулировка выводов;
5) написание психолого-педагогической характеристики: оформить результаты изучения учащегося или учебной группы (см. следующие разделы методических рекомендаций).

2. Отчетная документация по составлению психолого-педагогической характеристики учащегося и учебной группы
Отчет по составлению психолого-педагогических характеристик должен содержать следующие обязательные элементы: титульный лист, содержание отчета, основная часть (психолого-педагогическая характеристика учащегося или учебной группы), библиографический список, приложения.
3. Требования к оформлению отчетной документации
Составные части отчета должны отвечать следующим требованиям.
1. На титульном листе должны быть отражены:
• полное название министерства, вуза, кафедры;
• название вида документа (отчет);
• название выполненной работы (психолого-педагогическая характеристика учащегося или учебной группы);
• сведения о студенте, подготовившем отчет (Ф. И.О., номер группы);
• сроки и место прохождения практики;
• Ф. И.О. руководителя от образовательного учреждения, где была пройдена практика, строки для выставления оценки за отчет и подписи;
• Ф. И.О. руководителя от кафедры теоретической и экспериментальной психологии, у которого студент проходит защиту отчета, строки для выставления оценки и подписи.
2. В оглавлении должны быть представлены:
• основная часть;
• список литературы;
• приложения.
В оглавлении обязательно должны быть указаны номера страниц.

3. Основная часть содержит саму психолого-педагогическую характеристику учащегося или учебной группы. Характеристика должна представлять всестороннее описание учащегося (учебной группы) в соответствии с ориентировочной схемой. Также в основной части должны быть кратко описаны первые четыре этапа исследования: каким образом осуществлялся выбор учащегося и учебной группы, какие документы изучались, с кем были проведены беседы, какие психодиагностические методы выбраны для дальнейшего исследования.
В тексте характеристики и описании этапов исследования должны быть ссылки на те приложения, в которых представлены соответствующие особенности личности или учебной группы, полученные в результате диагностики.

4. Приложения являются обязательным элементом отчета как дополнение и обоснование описываемых в характеристике особенностей личности или учебной группы. Приложение отражает сжатое описание хода работы студента стой или иной психодиагностической методикой. Каждое приложение представляет собой описание одной методики, использованной для написания психолого-педагогической характеристики (т. е. количество приложений должно соответствовать количеству использованных методик). В приложении необходимо указать:
• название использованной методики;
• авторов методики;
• литературный источник, из которого была взята методика (делается ссылка, номер которой соответствует порядковому номеру этого источника в списке литературы);
• назначение, цель методики (какие качества, свойства изучаются);
• краткое изложение процедуры исследования: время, условия и место проведения исследования; инструкция, бланк ответов, характер заданий испытуемому (какой предлагается стимульный материал: перечень вопросов (утверждений), решение математических задач, графические задания и т. д.), ключ обработки результатов;
• краткое описание процедуры обработки результатов исследования и их краткая интерпретация (также прилагаются бланки с ответами испытуемых).
Правила представления приложений:
• приложения размещаются после библиографического списка;
• каждое приложение должно начинаться с новой страницы;
• приложения должны иметь общую с остальной частью отчета нумерацию страниц;
• на все приложения в психолого-педагогической характеристике должны быть ссылки;
• все приложения должны быть указаны в оглавлении с указанием их названий.

5. В библиографическом списке указываются только те источники, которые были использованы при составлении психолого-педагогических характеристик и из которых были взяты психодиагностические методики. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.
Каждый элемент отчета должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Текст заголовка располагается в середине строки без точки в конце. Все страницы отчета, включая титульный лист и оглавление, нумеруются (по на титульном листе помер не проставляется). Отчет должен быть представлен на листах формата А4 в рукописном варианте или распечатан на принтере.