^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Педагогика в системе наук о человеке

План
1.1 История педагогических идей и воспитательных практик.
1.2 Объект и предмет педагогики, задачи педагогики.
1.3 Методы педагогических исследований.
1.4 Основные категории научной педагогики.

1.1 История педагогических идей и воспитательных практик

Сегодня педагогикой называется наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда. В Древней Г реции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Г реческое слово «пейда- гогос» («пейда» - «ребенок», «гогес» - «вести») можно перевести как «дето- водитель», «детовожатый» - «детовождение».
Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ:
1) жреческие, создаваемые при храмах, готовили служителей культа;
2) дворцовые, которые готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления;
3) военные, которые готовили военачальников.
Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин). Он говорил, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он делал упор на общегуманитарное развитие детей.
Первые системы воспитания и обучения появляются в Древней Греции и вырастают из древнегреческой философии. В стране существовало две основные системы воспитания.
Спартанская система обучения, в которой большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.
Афинская система обучения была более полной. Ее принципиальным отличием было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До 7 лет дети воспитывались дома, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации (школа грамматиста и школа кифариста). Далее они переходили в палестры, где подростки (12-16 лет) занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфебиях, обучение в них давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин. Идея гармоничного воспитания человека появилась именно в афинской системе образования.
Как особая наука педагогика формируется в XVII веке. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать науки и выделил педагогику как отдельную отрасль научного знания.
Обоснование педагогической теории связано с именем чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670). Главный его педагогический труд «Великая дидактика» призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековых школах. Сформулировав педагогические идеи Возрождения наиболее ярко и полно, он сформулировал целую систему дидактических принципов, во главе которой лежит принцип преимущества воспитания ребенка над обучением. Достижением Я. А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения, которая полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике.
Джон Локк (1632-1704), как и Коменский, большое значение уделял воспитанию нравственной личности. В своем педагогическом труде «Мысли о воспитании» он делает акцент на психологических основах воспитания. Считал, что решающее значение в формировании личности ребенка имеет воспитание. Отрицал влияние на ребенка биологического (генетического) фактора, по его мнению, ребенок рождается как «чистая доска» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно.
Основы теории свободного воспитания изложил в своей книге «Эмиль, или о воспитании» Жан Жак Руссо (1712-1778). Считал, что воспитание должно полностью идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, выступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.
В развитие русской педагогической мысли внесли свой вклад М. В. Ломоносов (1711-1765), К. Д Ушинский (1824-1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой (1828-1910) и др.
Выдающимися представителями педагогической мысли в Беларуси являются Ф. Скорина (1486-1551), Н. Гусовский (1480-1533), А. Пашкевич (1876-1916), Я. Колас (1882-1956) и др.
Среди советских ученых следует указать на заслуги П. П. Блонского (1884-1941), принимавшего участие в разработке принципов педологии, А. С. Макаренко (1888-1939), успешно воплотившего в жизнь систему коллективного воспитания, В. А. Сухомлинского (1918-1970), особое внимание уделявшего нравственному воспитанию учеников, Ш. А. Амонашвили, боровшегося за принцип гуманности и доброты в педагогике, В. Ф. Шаталова, разработавшего систему опорных сигналов для успешного обучения, а также многих других педагогов-новаторов.
В среде простых людей на протяжении веков складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди выражают свое отношение к целям и характеру воспитания. Народная педагогика выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми.

1.2 Объект и предмет педагогики, задачи педагогики

В педагогике различают две составляющие:
1) педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека, в т. ч. народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики;
2) научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и разрабатывает научные рекомендации для его улучшения.
Педагогика - это наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему и существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Педагогика как наука - это совокупность знаний о законах и закономерностях воспитания, образования и обучения человека, обеспечивающих развитие его личности.
Объект педагогики - это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни. Педагогика познает свой объект - растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предмет педагогики - это совокупность специально организованных процессов, явлений, условий и факторов, направленных на развитие человека, на формирование его личности. Это целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможности, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера, они дополняют друг друга. В зависимости от задач и направленности науки различают следующие отрасли педагогики:
1) ясельная;
2) дошкольная;
3) школы;
4) среднего специального образования;
5) профессионально-технического образования;
6) высшей школы;
7) производственная;
8) социальная;
9) сравнительная;
10) «третьего» возраста;
11) исправительно-трудовая;
12) специальные педагогические науки;
13) лечебная.
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: философией, психологией, школьной гигиеной, социологией, фольклористикой и этнографией.
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Педагогика связана с такими относительно самостоятельными областями философии как этика и эстетика.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, взаимодействия учителя и ученика, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
В связи с интенсивной компьютеризацией обучения современная педагогика тесно взаимодействует с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники.
Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука - педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, а также памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики - народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, такими как анатомия и физиология человека, математика, кибернетика.
Задачи педагогики принято делить на два типа:
1) постоянные:
- вскрытие закономерностей в области воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания;
- прогнозирование обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки;
- внедрение результатов исследований в практику;
2) временные:
- создание библиотек электронных учебников;
- разработка стандартов педагогического профессионализма;
- выявление типичных стрессов в работе учителя;
- создание дидактических основ обучения «трудных» и одаренных детей;
- разработка тестов проверки знаний учащихся.
Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки педагогики. Задачи педагогики определяются педагогическими целями. Среди всего многообразия педагогических целей выделяют:
1) нормативные (государственные) - общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в Республике Беларусь. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) общественные - формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) инициативные - цели, разрабатываемые непосредственно педагогами- практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) организационная - ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) методическая - связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования творческой деятельности - развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

1.3 Методы педагогических исследований

Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.
Метод наблюдения при всех своих возможностях имеет один недостаток - при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения.
Метод тестирования трактуется как метод психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов для выявления:
- успеваемости учащихся;
- профессиональной предрасположенности;
- уровня интеллекта;
- креативности.
Опросные методы просты в своём применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида методов:
- беседа;
- интервьюирование;
- анкетирование.
Эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент - это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.
Социологические методы - изучение документации образовательных учреждений и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

1.4 Основные категории научной педагогики

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Воспитание (в широком смысле) - это специально организуемый, целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности. Оно осуществляется в семьях, учреждениях образования и культуры, средствами массовой информации, правоохранительными органами, церковью, армией и т. д. Воспитание в широком смысле слова включает в себя обучение.
Воспитание (в узком смысле) - это направленное воздействие на человека под руководством воспитателя.
Образование - это процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений, взглядов и убеждений, то есть упорядоченной их совокупности на основе заранее заданных принципов и задач. Образование бывает среднее и высшее, общее и профессиональное, экономическое и педагогическое и т. д.
Обучение - это двухсторонний процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала. При этом деятельность педагога называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью.
Педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на воспитание человека, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педагогическое мастерство и даже искусство, где большое значение имеют индивидуальные качества педагога, его духовность, нравственность, интеллект, характер.
Основными видами педагогической деятельности являются преподавательская и воспитательная работа.



Вопросы для самоконтроля
1 Что такое педагогика? Каковы предмет и объект педагогики?
2 Назовите основные категории педагогики.
3 Какие вы знаете отрасли педагогических знаний? Как связана педагогика с другими науками?
4 Каковы задачи педагогики?
5 Назовите имена выдающихся педагогов.
Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - 3-е изд. - Минск : Новое знание, 2011. - 336 с.
Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики / Г. В. Бороздина. - Минск : БГЭУ, 2004. - 335 с.
Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
Вечорко, Г. Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум : учеб. пособие / Г. Ф. Вечорко. - Минск : ТетраСистемс, 2014. - 272 с.
Психология и педагогика : учеб. для вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Юрайт, 2010. - 714 с.
Источник: Основы педагогики : учеб.-метод. пособие / Т. И. Сосновская ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2017. - 53 с.