^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Образование как социокультурный феномен

План
2.1 Образование как общечеловеческая ценность и средство разрешения глобальных проблем.
2.2 Образование как педагогический процесс.
2.3 Основные образовательные парадигмы.

2.1 Образование как общечеловеческая ценность и средство разрешения глобальных проблем

В обществе существует некая база, основа ценностей, которая складывалась на протяжении всего развития общества, и человек как субъект данного социума должен следовать им и учитывать эти ценности.
Таблица 1 - Ценность образования

Ценность
образования

Характеристика

Государственная

Зависимость нравственного, интеллектуального, экономического и культурного потенциала каждого государства от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная

Состоит в оценке образовательных приоритетов, разработанных государственными структурами.

Личностная

Состоит в индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование.
Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствующих задач их разрешения можно разделить на три группы:
1 Интерсоциальные - сдерживание распространения ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно-политического баланса в различных регионах мира, гармонизация отношений между развитыми и отстающими странами, преодоление терроризма и т. п.
2 Проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы, предотвращение деградации природной среды по причине опасного загрязнения воздуха, воды и почвы; рациональное использование природно-сырьевых ресурсов; обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т. д.
3 Проблемы взаимоотношений человека и общества - проблема терроризма и вербовки новых сторонников в террористические организации, проблема зависимостей (наркомания, алкоголизм, курение), проблема многочисленных проявлений агрессии в обществе.
Причиной перечисленных проблем является, прежде всего, сам человек с его недостаточным уровнем знаний, неустойчивостью мировоззренческих и духовно-нравственных приоритетов, с его неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также ответственно (в масштабах всей планеты) включаться в их разрешение.
Без объединения усилий всех стран в сфере образования, без разработки образовательных программ воспитания высококультурного и ответственного гражданина планеты Земля окончательное решение этих проблем представляется невозможным.

2.2 Образование как педагогический процесс

Напомним, что главная цель образования - усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента (по И. Я. Лернеру):
1) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности и общения;
2) опыт осуществления основных способов деятельности;
3) опыт творческой деятельности;
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Большой объем фактических знаний в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Деятельностный подход - это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы обучения и воспитания. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи (1859-1952). Основные принципы его системы:
1) учет интересов учащихся;
2) учение через обучение мысли и учение действию;
3) познание и знание - следствие преодоления трудностей;
4) свободная творческая работа и сотрудничество.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, постепенно расширяя спектр отношений: от отношений в классе и до включения в общественнополитическую жизнь взрослых.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т. е. освоение деятельности, особенно ее новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

2.3 Основные образовательные парадигмы

Парадигма образования (от греч. paradigma - пример, образец) - концептуальная модель образования, которая отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение.
Каждая из всех парадигм ставит свои вопросы перед образованием:
1) функция учебного заведения как социального института;
2) эффективная система образования;
3) вопрос о приоритетах учебного заведения;
4) общественно значимые цели образования;
5) какие знания, умения и навыки являются ценными и для кого, т. е. каким должно быть содержание.
В истории развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность.
Знаниевая парадигма ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний. При знаниевой парадигме главная цель образования - трансляция наиболее существенных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение.
Бихевиористская рационалистическая парадигма ставит в центр внимания не содержание, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе рационалистической образовательной парадигмы лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б. Скинера. Цель школы - сформировать у учащихся адаптивный «поведенческий репертуар», соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Г лавный термин: «Школа - это фабрика, для которой учащийся - «сырье»».
Детализации целей обучения формулируются таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. Образовательная программа полностью переводится на язык «измеряемых единиц поведения». Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка. Все обучение должно быть переведено на язык конкретных поведенческих терминов. Например, как звонить по телефону, как говорить с больной матерью, как выкрутиться при незнании ответа на экзамене, т. е. что должны делать учащиеся, чтобы усвоить содержание.
Концепция полного усвоения знаний является одним из вариантов бихевиористской образовательной парадигмы. Одним из ведущих условий этой концепции является неограниченный срок обучения. С этой концепцией непрерывного усвоения знаний связана концепция Б. Блума, который считает, что 95 % обучаемых в состоянии усвоить все содержание учебного курса при снятии ограничений на сроки обучения, согласно собственному темпу.
Технократическая парадигма - главной целью выступает передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики. «Знание - сила», поэтому ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, а лишь как носитель определенного знания или поведения для использования их на пользу общества.
Гуманистическая парадигма - высшей ценностью здесь является не техника, а человек; центром становится не ученик, усваивающий готовое знание, а человек, познающий истину. При этом важна не сама истина, а отношение к ней, ибо считается, что нормальной, однозначной истины не существует. Отношения между педагогами и учащимися выстраиваются на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества, взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. В свободном субъект-субъектном взаимодействии участники педагогического процесса обмениваются не только знаниями, но и личностными смыслами. Смысловой уровень педагогического процесса ставит в центр внимания индивидуальность, внутренний мир ученика, познание мира путем обмена духовными ценностями.
Суть эзотерической парадигмы состоит в отношении к Истине как к вечной и неизменной. Истину нельзя познать, - утверждают сторонники этой парадигмы, - к ней можно только приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с космосом, для выхода в сверхсознание. При этом особенно важна охранительная функция Учителя, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика.

Вопросы для самоконтроля
1 В чем заключается общечеловеческая ценность образования?
2 Как образование помогает решать глобальные проблемы современности? Какие это проблемы?
3 Что означает деятельностный подход в образовании?
4 Назовите основные образовательные парадигмы.
5 Чем технократическая парадигма в образовании отличается от рационалистической?
Список литературы
Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских. - 3-е изд. - Минск : Новое знание, 2011. - 336 с.
Вечорко, Г. Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум : учеб. пособие / Г. Ф. Вечорко. - Минск : ТетраСистемс, 2014. - 272 с.
Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М. : Логос, 2000. - 224 с.
Гутман, С. Образование в информационном обществе / С. Гутман. - СПб. : РНБ, 2004. - 97 с.
Шестакова, О. А. Образование за рубежом / О. А. Шестакова. - Минск : Агентство Владимира Гревцова, 2008. - 68 с.
Источник: Основы педагогики : учеб.-метод. пособие / Т. И. Сосновская ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2017. - 53 с.