^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Система образования в Республике Беларусь в контексте мировых тенденций

План
3.1 Мировые образовательные тенденции.
3.2 Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры.
3.3 Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.

3.1 Мировые образовательные тенденции

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в XXI веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности, с другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.
Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации:
1) смена типа культурно-исторического наследования, т. е. передачи подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в образах жизни, мировоззрении, личностных принципах;
2) смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, включающему обыденное сознание (здравый смысл), мифологическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. Это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе;
3) эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике;
4) изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предлагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности;
5) развитие информационных технологий и мировой информационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование;
6) национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний.
Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.
В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя - эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится основным требованием к образовательным учреждениям.
Основными направлениями развития образования в мире являются:
- гуманизация - ориентация на развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и на развитие личностного потенциала;
- гуманитаризация - ориентация на содержание образования, позволяющее выпускникам решать профессиональные проблемы без нанесения ущерба человеку; позволяющее хорошо знать языки, историю и культуру, чтобы свободно общаться с людьми разных национальностей;
- диверсификация - расширение многообразия учебных заведений, образовательных программ и типов управления;
- дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов, при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса;
- стандартизация - ориентация на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин;
- многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного процесса, где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих дипломов;
- многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного решения;
- фундаментализация - углубление научно-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам;
- информатизация - прогрессирующее использование в образовательном процессе информационных технологий, компьютеров;
- индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся, студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания;
- вариативность содержания образования заключается в возможности своевременного и оперативного введения в изучаемый материал новых актуальных сведений, в адаптации содержания к определенному контингенту студентов;
- непрерывность заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.

3.2 Национальная система образования в Республике Беларусь и особенности ее структуры

Согласно Закону от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь», Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям.
В соответствии с этим законом государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:
1) приоритетности образования;
2) обязательности общего базового образования;
3) осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;
4) доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
5) преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
6) национально-культурной основы образования;
7) приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
8) научности;
9) экологической направленности образования;
10) демократического характера управления образованием;
11) светского характера образования.
Национальная система образования в Республике Беларусь включает:
- участников образовательного процесса;
- образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
- образовательные учреждения;
- органы управления образованием.
Образовательные учреждения осуществляют:
- дошкольное воспитание;
- общее среднее образование;
- внешкольное обучение и воспитание;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Единство и непрерывность системы образования обеспечиваются согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования.
По данным Национального статистического комитета на 2016-2017 учебный год в Республике Беларусь функционирует 51 учреждение высшего образования, 196 - профессионально-технического образования, 230 - среднего специального образования, 3155 - среднего образования и 3879 учреждений дошкольного образования.

3.3 Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Целями реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь являются:
1) повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
2) формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
3) воспитание духовно, интеллектуально и нравственно развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:
1) структурно-организационных изменений;
2) содержательно-технологических инноваций;
3) создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования через переход к двухступенчатой системе профессионального образования - бакалавриат и магистратура.
Содержательно-технологические инновации - внедрение новых технологий и содержания образования, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Это обновление нормативноправового обеспечения, создание и использование учебно-методических комплексов. Важнейшим в разработке учебно-методических комплексов является блочно-модульный подход.
Процесс двухступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Этого можно достичь при использовании личностно ориентированных или развивающих технологий, а также информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечивающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также заочную форму обучения.
Создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов воплощается в следующих видах:
1) нормативно-правовом (Кодекс Республики Беларусь об образовании);
2) кадровом (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализация системы стимулирования инновационной педагогической деятельности);
3) материально-техническом (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Интернет-ресурсам студентов, преподавателей и др.);
4) финансовом (повышение эффективности научно-инновационной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).
Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ.
Другое направление - это интеграция в Европейское образовательное пространство. В мае 2015 г. Беларусь приняли в Болонский процесс на условиях выполнения Дорожной карты до конца 2018 г.
Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Для того чтобы вступить в Болонский процесс, страна принимает на себя обязательства: бесплатно выдавать всем выпускникам вузов европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра (единого образца); реформировать национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации:
1) введение единых дипломов и приложений к ним на всем пространстве Болонского процесса;
2) принятие в высшем образовании системы сопоставимых степеней бакалавр (предварительное обучение), магистр, доктор (выпускное обучение);
3) введение системы оценки уровня знаний, базирующейся на так называемых кредитах (кредитных баллах). Кредиты, полученные в одном вузе, должны засчитываться в другом, что способствует студенческой мобильности и обеспечивает учащимся право выбирать дисциплины для изучения среди предложенных;
4) мобильность студентов и преподавателей, возможность продолжить обучение в другом вузе, стране;
5) повышение качества образования, разработка сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования;
6) совместная политика в области образования.



Вопросы для самоконтроля
1 Каковы основные тенденции в развитии образования в современном мире?
2 Каковы основные направления развития образования в современном мире?
3 Опишите систему образования в Республике Беларусь.
4 Каковы основные принципы и направления реформы образования в Республике Беларусь?
5 Что такое Болонский процесс? Каковы основные принципы Болонского процесса?
Список литературы
Вечорко, Г. Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы / Г. Ф. Вечорко. - 4-е изд, перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2010. - 192 с.
Капранова, В. А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом / В. А. Капранова. - Минск : Новое знание, 2004. - 222 с.
Колесников, А. В. Повышение эффективности образования в вузе. Компьютеризация, когнитивный подход, организационное совершенствование / А. В. Колесников. - Минск : БИП-С Плюс, 2009. - 256 с.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. - 2007. - № 2.
Трайнев, В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: Обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 391 с.
Источник: Основы педагогики : учеб.-метод. пособие / Т. И. Сосновская ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2017. - 53 с.