^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Развитие психологии как науки

Психология – наука о душе. Она зародилась в глубокой древности, когда человек впервые осознал, что помимо внешнего мира, в котором он живет, существует мир внутренний: мир сна, иллюзий, галлюцинаций, воспоминаний и размышлений.
Первоначально внутренний мир человека был предметом мифологического сознания, которое представляло душу то в виде прекрасной женщины (Психея в древнегреческой мифологии), то отождествляло ее с кровью, дыханием, тенью, именем и т.п.
Внутренний мир стал предметом рационального1 осмысления в рамках античной философии. Древнегреческий философ Платон (V–IV в. до н.э.) писал о душе как об особой реальности, бестелесной и бессмертной. Его ученик, великий Аристотель (IV в. до н.э.), создал учение о неразрывной связи души и тела,
1 Рациональное познание – познание с помощью специальной системы понятий, использующее теоретические и практические способы доказательства и обоснования своих положений. дал первое научное описание таких состояний внутренней жизни человека, как сон и бодрствование. Он писал, что душа человека по своим функциям сходна с душой растений, так как отвечает за питание и размножение (растительная душа), и с душой животных, так как отвечает за движение и ощущение (чувственная душа).

Подлинное же величие человека связано с интеллектуальной душой (разумом), позволяющей человеку познавать сущность мира и общаться с другими людьми.
В эпоху Нового времени были сделаны важные открытия в сфере физиологии и анатомии человека. В своих работах французский ученый и философ Р. Декарт (XVII в.) описал явление рефлекса, показав, что телесные движения подчиняются законам механики. В то же время он подчеркивал принципиальную разницу между телесными и душевными процессами, писал о том, что душа и тело существуют независимо друг от друга, подчиняясь различным законам. Его ученик и последователь, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, ввел понятие бессознательного, то есть информации, которая воздействует на душу и поведение человека, но не осознается им.
В XVII–XVIII вв. философы много размышляли над проблемой строения внутреннего мира человека. Были введены понятия «ощущения» как единицы строения души (Дж. Локк) ассоциативной связи (Д. Юм), которая соединяла разнообразные ощущения, создавая целостный образ предмета, увязывала ощущения с предметами и движениями. То гд а же, в XVII–XVIII вв., в философии появился и термин «сознание», который начали использовать для обозначения внутреннего мира человека.
При изучении психики в эпоху античности и нового времени в качестве ведущего метода использовали метод самонаблюдения. В XIX в. ограниченность этого метода начинает осознаваться исследователями. Возникают попытки упорядочения самонаблюдения, которые постепенно превращают этот метод в подлинно научный. Этот процесс связан с деятельностью В. Вундта, немецкого философа и психолога, который создал первую научную лабораторию по изучению ощущений человека. Собственно экспериментальная деятельность В. Вундта считается в истории науки началом появления психологии как научной дисциплины.
В XIX в. стал широко применяться термин «психика», который обозначал теперь не только внутренний мир человека (душа, сознание), но и те процессы, которые были общими и для человека, и для животного. Связано это с появлением теории эволюции Ч. Дарвина (XIX в.). Теория эволюции поставила проблему развития психики животных, приведшую к появлению сознания человека. Сам Ч. Дарвин и ряд его последователей подчеркивали единство психики человека и животного. Эта идея нашла отражение в исследованиях в сфере физиологии и нейрофизиологии, в том числе в работах выдающихся российских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В частности, И.П. Павлов ввел понятие безусловного и условного рефлекса, с помощью которых, как он полагал, можно с естественнонаучной точностью и обоснованностью описать и объяснить поведение животных и человека.
В XX в. складывается ряд направлений в психологии, каждое из которых по-своему понимало предмет и методы психологии, выделяя различные аспекты сложной и противоречивой природы психики. Представители этих направлений не только постоянно полемизируют друг с другом, но и взаимно дополняют друг друга, образуя сложную сеть идей и принципов, которые развиваются современной психологией.
Выделим наиболее известные и значимые современные направления в психологии.
Во многом под влиянием учения И.П. Павлова формируется ряд направлений, стремящихся исследовать не столько внутренний мир человека, недоступный прямому наблюдению экспериментатора, сколько поведение человека, которое можно наблюдать непосредственно и исследовать экспериментально. В частности, в США в начале XX в. возникает одно из наиболее влиятельных направлений в психологии – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение). Такие его представители, как Дж. Уотсон, Э. То р н д а й к , Б. Скиннер рассматривали психику животных и человека как систему, которая управляется внешней средой. Предметом психологии провозглашалось поведение человека. Система поощрений и наказаний рассматривалась как решающая для регуляции поведения. Идея управления поведением становится одной из центральных в психологии и находит непосредственное воплощение в практике дрессировки животных и в ряде методик, применяемых в современных образовательных технологиях.
Если бихевиоризм сосредоточил свое внимание на поведении, то З. Фрейд (1856–1939) в качестве центральной категории своего подхода (психоанализа) выбрал «бессознательное». Он понимал его как природную основу психики человека, которая, направляя его поведение, слабо поддается рациональному контролю. Психика понималась им как динамическая, многоуровневая система, включающая, наряду с бессознательным уровнем (Оно), уровень социальной регуляции (Сверх-Я) и уровень рационального контроля (Я, Самосознание).

В рамках когнитивного подхода, который представлен работами сторонников теории Ж. Пиаже, гештальтпсихологии и др., сознание понималось как система, основной задачей которой является получение и переработка информации. Гештальт -психология развивала идею, что наше восприятие мира организовано определенными структурами и не имеет каких-либо элементарных единиц. Ж. Пиаже создал теорию когнитивного развития человека, показав, что развитие мышления человека проходит ряд стадий, на каждой из которых формируется ряд умственных операций.
В 50-e гг. XX в. появляется гуманистический подход в психологии, его основоположниками были А. Маслоу и К. Роджерс. Центральным компонентом психики человека, по мнению этих исследователей, является самосознание. Это направление большое внимание уделяет исследованию влияния социокультурных факторов на психику человека.

Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.