^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Внимание, его сущность, виды и свойства

Особенность этого процесса заключается в том, что он связан со всеми остальными познавательными процессами.
Внимание сопровождается определенными физиологическими изменениями в организме человека. Когда активизируется внимание, изменяется работа сердечно-сосудистой системы, дыхания и т.д.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Проявляется внимание не только в сенсорных процессах, но и в мыслительных, двигательных, а также в процессах, связанных с памятью. Оно – результат развития человека и может быть развито в ходе регулярных тренировок.


Качества внимания как психического процесса проявляются в следующих свойствах:
1) устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии объекта в течение длительного времени;
2) концентрация внимания – его сосредоточенность на каком-либо объекте или части этого объекта и полная отвлеченность от других объектов или их частей;
3) переключаемость внимания – его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Характеризуется скоростью перевода;
4) распределение внимания – его способность рассредоточиться и держать в поле зрения сразу несколько объектов, заниматься сразу несколькими видами деятельности;
5) объем внимания – характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты за короткий промежуток времени (у ребенка объем внимания равен 2–3 предметам, у взрослого 5–7).
К основным видам внимания можно отнести следующие:

1) природное внимание – является врожденной способностью реагировать на элементы информационной новизны. Так у животных существует сторожевой рефлекс, у новорожденных – ориентировочный рефлекс;
2) социально обусловленное внимание – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевым, избирательным и сознательным реагированием на объекты;
3) непроизвольное внимание – оно протекает без участия воли;
4) произвольное внимание связано с волевой регуляцией;
5) непосредственное внимание управляется интересами и потребностями человека, направленными на конкретный объект;
6) опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов и др.).
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.