^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Память, ее виды и свойства

На протяжении всего своего существования человечество накапливает социальный опыт, обогащает и передает его следующим поколениям. Память – психический процесс получения, хранения и воспроизведения жизненного опыта. Это один из самых загадочных и значимых психических процессов, ибо без него не было бы ни личности, ни общества.
В зависимости от формы запоминания выделяют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную память. По времени сохранения материала выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную и долговременную память. Их характеристики студенты могут посмотреть по учебнику. Существуют следующие процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации, краткую характеристику которых следует знать студенту.

На процесс запоминания влияет повторяемость, осмысленность материала, наличие четкой установки на запоминание. Запомнить что-то – значит связать это новое с уже известным (образовать ассоциацию). Помогает запоминанию выделение логической структуры материала, наличие образного материала и ряд других факторов. Существуют специальные мнемотехнические приемы, улучшающие процесс запоминания; подробнее этот материал излагается в учебниках.

Сохранение информации включает процесс собственно хранения и забывания информации. По типу хранения выделяют эпизодическую память, она автобиографична, образна и состоит из нашего личного опыта, и семантическую память (на слова, знание) – сложное структурное образование, лежащее в основе языка культуры, умственных операций. При травме человек может потерять автобиографическую информацию, но семантическая (язык, культурные навыки) часто при этом сохраняются.
Сохранение информации зависит от ее организации. Так возможна линейная организация, когда информация выстраивается по какому-либо одному признаку, скажем, по алфавиту. Так построены справочники и энциклопедии. Ассоциативная организация предполагает группировку материала по какому-то общему признаку: по смежности, по сходству или различию. Более сложные ассоциации по смыслу позволяют выделять часть и целое, род и вид и т.п. Они являются основой наших знаний. Продуктивна иерархическая организация информации, основанная на выявлении логических связей внутри запоминаемого материала.
Забывание является также важным процессом в жизни человека. Все помнить нельзя, да и не нужно, тем более что информация может быть источником психической травмы. Максимум забывания падает на 48 час, если вы хотите сохранить информацию дольше, необходимо повторение. Психологи установили, что в течение первого часа забывается около 60% несложной информации, а через 6 дней остается примерно 20% полученной информации. Среди факторов, влияющих на забывание, можно указать на частоту использования информации, возраст, мотивационный и волевой факторы.
Воспроизведение информации означает воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Оно может включать такие процессы, как припоминание, узнавание, собственно воспроизведение.
Продуктивность памяти характеризуется следующими параметрами: объем, точность и быстрота воспроизведения.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.