^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Воображение, его виды и механизмы

Воображение – это особый психический процесс, свойственный только человеку. Он является необходимым условием трудовой деятельности, предваряет ее виды и механизмы Сущность воображения заключается в образно-информационном моделировании действительности в виде представлений (мыслительных образов) в человеческом сознании.
Основные функции воображения:
1) представление результата и процесса деятельности до их начала, предвосхищение того, что еще не произошло;
2) регуляция эмоциональных состояний, позволяющих частично удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность (фантазия, мечта);

3) регуляция познавательных процессов и состояний человека с помощью искусственно вызываемых образов;
4) оценка и контроль деятельности;
5) воображение выступает как метод развития ребенка. В общении, воображая себя то балериной, то космонавтом, то врачом и т.п., ребенок овладевает движениями, навыками, ролями, совершает поступки.
Если на минуту представить, что этот психический процесс у нас отсутствует, то любая деятельность теряет всякий смысл. Прежде чем приступить к какому-либо виду деятельности, человек строит в своем воображении образы, представления результата деятельности, а также подбирает инструментарий, схемы, операции, расставляет приоритеты и т.д.
Выделяют следующие виды воображения:
1) непроизвольное воображение – (пассивное, непреднамеренное) возникает помимо воли человека. Сущность его связана с созданием новых образов и достраиванием существующих. Примером могут служить грезы;
2) произвольное воображение – (активное, преднамеренное) создание новых образов с помощью волевых усилий;
3) воссоздающее воображение – воображение на основе прочитанного, услышанного, аналогичного. Примером может служить создание образов по рассказам, аналогиям и т.д;
4) творческое воображение – создание совершенно новых, оригинальных образов. Лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности. Основано на применении методов агглютинации (соединение несоединимого), гиперболизации, схематизации, типизации и т.д.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.