^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Мышление, его сущность и виды

Мышление – это познавательный процесс, который позволяет человеку выйти за пределы чувственного восприятия, исследовать сущность, скрытую природу явлений и процессов. Мышление осуществляет познание путем манипулирования предметами, образами и символами. Процесс мышления связан с проблемной ситуацией, то есть с затруднением в теоретической или практической деятельности человека. Мышление позволяет увидеть и сформулировать вопрос-задачу, провести анализ элементов проблемной ситуации (условия, неизвестное), выдвинуть гипотезу и предложить решение задачи, осуществить ее проверку.


Мышление носит опосредованный характер, то есть может осуществляться вне непосредственного контакта с изучаемыми предметами.

Эта особенность мышления обуславливает его активную, творческую природу, способность не только воспроизводить особенности познаваемых объектов, но и конструировать образы, идеи, которым в природе ничего не соответствует. В отличие от восприятия, дающего нам наглядный и внешний образ предмета, мышление способно «видеть невидимое», то есть постигать ненаблюдаемую сущность вещей.
Развитие мышления в онтогенезе, как и в филогенезе, начинается с наглядно-действенного мышления. Здесь объекты представляются в наглядной форме. Задача решается с помощью реального изменения ситуации, наблюдаемого двигательного акта. Этот вид мышления свойствен конструкторам, инженерам, изготавливающим различные изделия, хирургам, поварам и т.д., то есть, по сути дела, он «вплетен» в любую разумную практическую деятельность.
Наглядно-образное мышление осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представления. Предмет видится как бы с разных точек зрения, возможно создание непривычных сочетаний предметов и их свойств. Образное мышление развито у людей искусства и культуры.
Словесно-логическое (дискурсивное) мышление выражено во внешней или внутренней речи и оперирует логическими формами: понятиями, суждениями, умозаключениями.
При анализе мышления возможно выделение его различных видов, таких как теоретическое и практическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, репродуктивное и творческое и др.
Развитие мышления как опосредованного психического процесса происходит под воздействием общества, культурной среды и комплексного развития всех других психических процессов (восприятия, внимания, памяти).
Различие мыслительной деятельности людей проявляется в разнообразных качествах мышления: самостоятельности, широте и глубине ума, гибкости или инертности мысли, быстроте, критичности ума, инициативности, сообразительности, устойчивости.
Функционально-операционная сторона мышления включает в себя следующие приемы: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, абстракция, обобщение, систематизация и классификация.
Перечислим некоторые способы активации мышления: смелость выдвижения гипотез и вопросов; свежий взгляд в необычных обстоятельствах; установление «принудительных» взаимоотношений между объектами, взятыми наугад; отсрочка решения задачи; своевременная фиксация мелькнувших мыслей.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.