^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Эмоции, их сущность и функции. Виды эмоциональных состояний

Эмоции – особый класс психологических состояний, выражающий отношение человека к миру, людям и самому себе в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного.
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Эмоции, спонтанно повышающие энергию, называются стеническими, а эмоции, уменьшающие, сдерживающие активность, называются астеническими. Например, один, испытав чувство страха, убегает, или начинает защищаться, другой – замирает, не может даже пошевелить рукой.
Эмоции возникли как приспособительный механизм в ходе эволюции, как сигнал мгновенной значимости условий, явлений, события, поэтому говорят, что эмоции предшествуют мышлению, доводя до сведения сознания свою импульсивную оценку на языке переживаний. Они мотивируют и направляют любую деятельность. Эмоции плохо поддаются волевой регуляции, их трудно вызвать или прекратить по желанию.

Эмоциональный процесс состоит из нескольких компонентов:
1) эмоционально-оценочный (переживание);
2) экспрессивный (мимика, пантомимика, интонация, темп речи);
3) когнитивный (анализ и понимание ситуации);
4) физиологический (изменение пульса, дыхания, наполняемости сосудов кровью и т.п.);
5) поведенческий.
Разнообразные эмоциональные явления традиционно делятся на пять классов: эмоциональный тон ощущений, аффекты, настроения, фундаментальные эмоции и чувства. Они отличаются длительностью протекания, интенсивностью и устойчивостью.
Эмоциональный тон ощущений – врожденные дифференцированные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные, болевые и т.д.).
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты – особый вид кратковременных эмоциональных явлений, отличающихся чрезвычайной силой (восторг, отчаяние, ярость, ужас и т.д.). В состоянии аффекта, ввиду сужения сознания, временной потери контроля за своим поведением, часто совершаются необдуманные поступки.
Можно выделить стресс как разновидность аффекта, который возникает в результате длительного, сильного эмоционального напряжения. Стрессовые состояния вызывают различного рода болезни и приводят часто к потере ориентации в мире, неадекватным реакциям.
Настроение – это фоновое, достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности, которое окрашивает все поведение человека (бодрость, апатия). Подавленное настроение лучше вытеснять успешным делом, релаксацией, сладостным или смешным воспоминанием, веселой песней, хобби, домашней работой, походом в музей.
Собственно эмоции – это реакция не только на свершившиеся события, но и на вероятные, и на воспоминания. Они воспринимаются субъектом как состояния своего «Я» в отличие от аффектов, которые воспринимаются им в качестве «навязанных мне». Эмоции могут смещаться к началу действия и предвосхищать результат.
Чувства – высший продукт культурного развития человека. Они выражают глубокие и устойчивые эмоциональные отношения к действительности, отражают значение этих явлений в связи с потребностями и мотивами личности.
Чувства возникают значительно позже, чем эмоции, имеют четко выраженный предметный характер. Скажем, нельзя испытать чувство любви безотносительно к кому-либо или чему-либо. В зависимости от содержания выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и другие чувства. Чувство исключительной стойкости, выражающееся в направленности всех помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.