^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Теоретические основы оказания индивидуальной помощи детям в процессе социализации

План
1. Понятие социализации, нормы и отклонений.
2. Понятие дезадаптации.
3. Дети группы риска.
4. Эмоциональная и социальная деривация.

1. Понятие социализации, нормы и отклонений

Общество - сложный организм, в котором все ячейки непосредственно взаимосвязаны и от деятельности любой из их зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
Процесс овладения индивидуумом общественных норм, культурных ценностей и стандартов поведения общества, какому он принадлежит, называется социализацией.
В социологической науке принято выделять 2 вида социализации:
1) первичная - понимание общепринятых норм и ценностей в детстве;
2) вторичная - понимание новых общепринятых норм и ценностей взрослым человеком.
Процесс социализации заключается из некоторых этапов, стадий:
1. Стадия адаптации (рождение - отроческий период). В данном периоде проистекает некритическое усвоение общественного опыта, основным механизмом социализации представляется подражание.
2. Появление стремления особо отметить себе из числа прочих -этап идентификации.
3. Стадия интеграции, введения в жизнедеятельность общества.
4. Трудовая. В данной стадии совершается воспроизведение общественного опыта, влияние на окружение.
5. Послетрудовая стадия (зрелого возраста). Эта стадия характеризуется передачей общественного опыта последующим поколениям.
Социальная норма формируется равно как общепринятое правило, пример действия либо воздействия. С помощью общественных норм поддерживается организованность, систематичность, социального взаимодействия индивидов и групп. Окружению и любому его члену присуще отклоняться с оси собственного существования и становления. Основание данного развития находится в спецификах взаимосвязи и взаимодействия человека с находящимся вокруг его окружением, общественной сферой и самим собой.
Социологические толкования «социальной нормы» разнообразны. Они базируются на потребности исследования настоящего действия людей, его изъяснения и оценки. Выделяются, к примеру, следующие виды общепринятых норм:
– реальные, статистические, отображающие истинное поведение, как оно выражается в статистическом большинстве случаев;
– должные, нормативные, т. е. шаблоны поведения, характеризующие, каким оно должно являться в реальности:
– идеальные, т. е. порядок и стандарты прогнозируемого действия как эталона.
Однако, социализация далеко не постоянно бывает успешной. Более того, итог фактически никогда не доходит совершенства как на социальном, так и на индивидуальном уровне, а само общество, его общественные институты и учреждения не реализуют полностью свои социализационные функции. Постоянно остается некоторый нереализованный резерв возможностей. Может происходить и четкий перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности доминируют нежелательные для окружения Признаки. Помимо этого, непосредственно Индивид, показывая собой сложнейшее социальное, психическое и биологическое образование, в том числе и при положительных внешних для него обстоятельствах способен оказаться за чертой общественно одобряемого действия.
Еще Э. Дюркгейм выдвинул положение о том, что отклонения – природная часть общественной жизни, в тоже время, отклонения не существуют без общепринятых норм. Социальная норма устанавливает исторически сформировавшийся в определенном обществе, социальной группе предел, промежуток разрешенного, т. е. позволенного либо обязательного действия людей.
По теории А. П. Ковалевой, социализационная норма может быть определена равно как определенный и упорядоченный общественный механизм вхождения индивидуума в общественность, формирования индивидуума в полноправную Гуманную личность, владеющую как личными, так и общественно-типическими и социально-важными Качествами. Социализационная норма есть также общепринятый в данном окружении ориентир личностного формирования индивидуума с учетом его асоциального действия, которые в общем виде положено называть отклоняющимся (деви-антным) поведением. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют действия, в котором твердо проявляются отклонения от общественных норм, как отклонения меркантильной, агрессивной ориентации, так и общественно-инертного типа. При этом широком понимании проблемы нужно говорить о формах и размерах отклонения. В тоже время они проявляются никак не лишь во внешней, поведенческой стороне; к патологии социальных норм и формированию асоциального действия проводит искажение ценностных ориентаций и ценностно-нормативных взглядов, т. е. искажение организации внутренней регуляции.
Отклоняющееся поведение детерминировано неудавшейся социализацией. Отдельные формы отклонений имеют все шансы встречаться и в случае обычного хода социализации, представляя собою временное и беспорядочное проявление (заболевание индивида, одурманивание и т. д.) и даже длительные и крепкие состояния (физиологические повреждения, неврозы, психозы и т. д.). Отклоняющееся поведение различают от аномального, предопределенного мозговой патологией. При анализе отклоняющегося поведения различают, во-первых, действия непосредственно деви-антное и, во- вторых, делинквентное - криминальное, преступное. В социологии выделяется серия крайних форм девиантного поведения, в этом числе морфинизм, пьянство, проституция, суицида.
Наряду с деликвентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество иных отклонений в действии людей. Разговор идет о подобных асоциальных действиях, когда Индивид не совершает преступлений и не переступает запрещенный нравственный барьер, когда он осуществляет разного рода предписания, однако его действие не отвечает общественным ожиданиям, дезорганизует людей. К подобного рода отклонениям можно отнести: обман, мошенничество, некультурность, бездеятельность, пассивность, злость, нервозность, конфликтность безответственность и многое другое. Слабые и беспорядочные проявления подобных отклонений легко и просто ликвидировать, однако устойчивые их формы преодолеваются с трудом и имеют все шансы привести к нарушениям правил и правопорядка.
Отклонения имеют все шансы нести равно как отрицательный, так и позитивный характер. К примеру, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Подобные негативные отклонения в поведении, как преступность, пьянство, токсикомания и др., проявляют негативное воздействие и на процесс социального развития человека, и на формирование общества в целом. Позитивные же отличия в поведении, к которым можно причислить все формы общественного творчества: финансовую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат формированию общественной системы, смене прежних общепризнанных норм новейшими.
Типы отклонений. Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.
Физические отклонения от нормы, первоначально только, сопряжены с самочувствием человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для любой возрастной и половой группы детей формируются собственные характеристики (масса, рост, объем груди и пр.), которые определяют состояние здоровья ребенка. Фактически это - образцовые характеристики, и едва ли можно найти подобного ребенка, который точно соответствовал бы им.
Отклонения в состояние здоровья могут быть вызваны либо наследственными условиями, либо какими-либо внешними факторами: трудной экологической ситуацией, недостаточным качеством питьевой воды, понижением общего уровня жизни семьи и др.
Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
– недуг –любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
– ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;
- недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.
Психический недостаток - это принятый в установленном порядке кратковременный либо непрерывный недостаток в психическом развитии человека, в том числе нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а кроме того патологии умственного развития, задержку психического развития, создающие проблемы в обучении.
Сложный недостаток сочетает в себе физические и (либо) психические недостатки, утвержденные в установленном режиме.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.
К этой группе отклонений, прежде всего, относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos -малый и phren - ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой - дебильности до глубокой - идиотии.
К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos - сам) -состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству.
Особенную категорию отклонений представляет одаренность детей. Это особое комбинирование способностей, обеспечивающее благополучие выполнения какой-либо деятельности. Способности - оценка личности, выражающая меру изучения определенной совокупности работы. Мера одаренности и таланта вводится не по данным самих способностей, а согласно характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, уникальностью и иными признаками.
Педагогические отклонения – подобное понятие пока что редко применяется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности с целью осуществлении педагогических целей, стимулирования формирования личности используются разные нормы, с помощью которых регулируется работа обучаемых посредством сравнения норм с показателями, описывающими процессы и результаты данной работы, создаются оценки ее успешности. Прежде всего, это затрагивает стандартов, обусловливающих степень образования; затея перспективы, к достижению каковой стремится ученик; могут являться и нормы персонального развития ребенка, обеспечивающие новые, наиболее высокие результаты в обучении.
Следует отметить и большие трудности в получение образования детей с отклонениями в психическом или физическом развитии. Для таких детей, имеются школы, где их обучение проходит под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи - или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном - что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам правилам, принятым в данном обществе.
Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения.
Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.