^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Зарубежный и российский опыт оказания индивидуальной помощи детям

План
1. Оказание индивидуальной помощи детям в Англии, Финляндии, США, Швеции, Франции, Германии и др.
2. Регионализация образования.
3. Факторы, создающие ситуации риска для развития. Понятие «система».
4. Характеристика системы.
5. Понятие «развивающая» и «развивающая система». Целостность системы индивидуальной помощи лицам в России.

1. Оказание индивидуальной помощи детям в Англии, Финляндии, США, Швеции, Франции, Германии и др.

Индивидуальная помощь в развитии детей обусловливается, как осмысленная попытка посодействовать человеку в приобретении познаний, установок и умений, в осознании человеком собственных ценностей, правил и умений, в формировании самосознания, в самоопределении и самоутверждении, в формировании осмысления и восприимчивости к себе и другим, чувства причастности к обществу (А.В. Мудрик).
О. С. Газман предполагает индивидуальную помощь не только лишь в качестве сопровождения процессов воспитания и обучения, но и в качестве особенного педагогического процесса, обращенного в саморазвитие ребенка.
Индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку в формировании как относительно самостоятельное педагогическое представление отражает некоторую область педагогической действительности; имеет общественно и личностно важный характер; представляется один из типов социально-педагогической работы, учреждения, которой присущи понятия, материальность, процессу-альность, эффективность и продуктивность.
Появление первых институтов помощи детям относится к финалу XIX столетия - Англия (1896), Германия (1893), Нидерланды (1896), Франция (1907), Швеция (1910) и т. д. К данному периоду обозначилась проблема отношения медицины и педагогики в мире единых проблем – оказания персональной помощи (лечения, преподавания и обучения). В истоке XX столетия возникла сфера социальной педагогики и медицины для детей из семей, которые не выполняют социальных и общевоспитательных функций. Согласно взаимоотношению к ним, семей маргиналов и иных категорий, расширилась кураторская деятельность, в общественной защите выделилось течение – социально-педагогическая помощь и помощь малообеспеченными. С средины XX века трудный ребенок приобретал опеку и особое воспитание (медицинское, психиатрическое, психическое и педагогическое) в организации специальных врачебно-профилактических и психолого-педагогических институтов. Данные события дали возможность в настоящем времени содержать в обществе научно продуманные организации воспитания и образования, общественной практики оказания многосторонней поддержки ребенку, любая из каковых имеет свое содержание, способы и правила работы.
Например, в системе образования в США психолого-педагогическое консультирование подразумевает предоставление поддержки ребенку в разных трудных ситуациях привыкания к новым условиям, подбора принятия решения, специальности, формирование обусловленной окружающей среды, содействующих разрешению общественных и индивидуальных вопросов. Вид такого рода помощи модифицируется и зависимости от возраста малыша и типа задачи.
Главной целью всякой отдельной североамериканской семьи представляется формирование условий, в которых был бы рад любой самостоятельный член семьи. Тем не менее, важнейший акцент совершается на индивидуальную независимость любого в семье, что выделяет североамериканский институт семьи от прочих. В североамериканской семье позволено не только не договариваться с родителями, но и пререкаться с ними на равноправных. В то время такое поведение в иных государствах рассматривается равно как неуважительность к старшим либо недостаток любви, в американское семье подобное действие является совершенно обычным. И оно поясняется тем, что это попросту процесс развития самостоятельной личности.
В Эстонии психологическая служба начала функционировать с 1973 г. В Российской Федерации издавна работает школьная психологическая служба, которая по принятому заключению Коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1995 г. переименовалась в сферу практической психологии.
В школах Великобритании суть психолого-педагогической помощи проявляется в содействии личному и общественному формированию детей, закреплению положительных установок через характер учения; в характере взаимоотношения со сверстниками, учителями и иными взрослыми. Содержание поддержки ориентировано на трудности, которые могут испытать отдельные дети.
В Финляндии функционируют организации единой поддержки детям и молодого поколения в образовании, включающие психические, врачебные, общественные, досуговые работы, деятельность каковых координирована едиными целями предупреждения и смягчения общественного исключения детей и молодого поколения из образования и рабочий жизни.
В Швеции концепция обеспечения помощи детству высоко институционализирована, структура децентрализована. Любой тип поддержки находится перед контролированием специального государственного института, располагающею в административном, правовом, экономическом отношении.
Организация социально-педагогической помощи в Швеции:
- интегрирование и стандартизация - ключевые основы системе организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями;
- существование частных средних учебных заведений и социальных служб, использующих авторские программы и методы особого преподавания;
- специальные условия помощи семьи, нуждающейся в социально-педагогической поддержки.
В Швеции семья имеет возможность на содействие персонального помощника, вспомогательную материальную и медицинскую помощь. Детские поликлиники реализовывают единое осмотр детей и контролирование их развития, диагностику окружающей среды. Есть персональная программа формирования каждого ребенка.
В основание работы организации поддержки указанных государств положены мировоззренческие идеи укрепления жизненных сил, персональной и общественной субьектности и самопомощи (Р. Рамзей, Г. Кернер, Ш. Рамой, Т. Шанин).
Сущность работы специалистов, трудящихся и системе психолого-педагогической поддержки (свободно от государства), состоит в предложении персональной помощи ребенку в затруднительной ситуации, причем таким способом, чтобы он лично обучился разрешать собственные проблемы и справляться с ежедневными трудностями. В центре внимания - личность с ее потребностями и заинтересованностями, ценностными ориентациями, эмоциями и настроениями.