^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Исторический аспект изучения детей с ОВЗ и основы оказания им психолого-педагогической помощи

План
1. Дети с ОВЗ содержательная характеристика понятия с позиции разных авторов.
2. Оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ - история вопроса.

1. Дети с ОВЗ содержательная характеристика понятия с позиции разных авторов

По мнению Т. В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, с психическими, физическими отклонениями, которые препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Очень часто под «людьми с ограниченными возможностями» в психолого-педагогической литературе понимают людей, у которых имеются какие либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, из-за физических, психических или сенсорных дефектов.
Как считает Гуслякова Л. Г. люди с ограниченными возможностями здоровья, это те «кто не имеет возможности выполнять определенные обязанности или функции по причине особых физических или психических состояний или немощности. Это состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным».
Дети с ОВЗ лишаются доступности в получении информации. Они становятся скованными в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, такие дети лишаются возможности овладения многообразием человеческого опыта, остаются вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, из-за чего негативно формируются высшие психические функции.
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
1. Недуг - аномалия связанная с психологическими, либо физиологическими, либо анатомическими структурами;
2. Ограниченные возможности – любое ограничение, в результате потери способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность, которая считается нормальным для человека;
3. Недееспособность (инвалидность) – какое-либо следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, из-за которого у человека возникают препятствия или ограничения в выполнении им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).
В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), под термин инвалид понимается лицо, у которого существует нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Анализ исследований Малофеевой Т., Васина С. в настоящее время, каждый десятый в населении нашей планеты, то есть более 500 миллионов человек имеют какие-либо ограничения в обыденной жизни, причиной которых являются физические, психические или сенсорные дефекты. Среди этого количества людей, не менее 150 миллионов дети.
Быстрый рост инвалидности во многих странах мира связан с тем, что усложняются производственные процессы, увеличиваются транспортные потоки, военные конфликты, ухудшается экологическая обстановка, а также увеличивается количество людей, которые имеют вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики, токсические вещества) и др. причинами.
В общем можно сказать о том, что среди дошкольников от 15 % до 25 % детей страдают хроническими заболеваниями; 53 % школьников имеют ослабленное здоровье, а свыше 1/3 детей 13– 17 лет – хронические заболевания.
По мнению Д. А. Быкова, дети с ОВЗ – это дети, имеющие психические и (или) физические нарушения, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
М. Р. Романов, к «детям с нарушениями в развитии» относит детей, у которых отклонения в физическом и психическом развитии, приводит к нарушению общего развития.
Депутатами Государственной Думы РФ был принят федеральный закон, который направлен на защиту детей с ОВ. Закон вводит такую формулировку вместо термина «с отклонениями в развитии» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О физической культуре и спорте в РФ».
Как отмечают авторы этого законопроекта, термин «с отклонениями в развитии» традиционно в нашей стране ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастные особенности. Вследствие этого в раннем возрасте у детей формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем влечет за собой значительные проблемы для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации. Во многих развитых стран и в документах Всемирной организации здравоохранения, категория таких граждан, обозначается термином «лица с ограниченными возможностями здоровья».
В психолого-педагогической литературе существует несколько понятий той категории детей, относящиеся к системе специального образования.
Дети с отклонениями в развитии - дети, которые отстают в физическом и психическом развитии из-за органического поражения ЦНС и в результате нарушения деятельности разных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
Дети с отклонениями в развитии - это те дети, у которых имеются психические, физические и т. п. отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.
Дети с ОВЗ - дети, которые из-за нарушений в развитии пользуются социальными льготами и пособиями. Этих детей обычно называли детьми - инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе чаще используется термин «проблемные дети».
Разные профессиональные подходы, по своему подразделяют классификации.
Самыми распространенными основаниями считают: причину нарушения; вид нарушения с последующей конкретизацией его характера; последствие нарушения, которое может сказаться в жизни человека.
Т. В. Егоровой описана более общая классификация, основой которой являются указанные выше категории нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
– телесное (соматическое) нарушение (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
– сенсорное нарушение (слух, зрение);
– нарушение деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Здесь различаются следующие категории детей с нарушениями в развитии:
– дети, у которых нарушен слух (глухие, слабослышащие, позд-нооглохшие);
– дети, у которых нарушено зрение (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушениями речи;
– дети с умственной отсталостью;
– дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
– дети с отклонениями опорно-двигательного аппарата;
– дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
– дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
В итоге, можно сказать о том, что термин ограничение (возможностей) в широком смысле является универсальным, собирательным, применяемым на сегодняшний день. Этот термин обозначает физический, психический недостаток, который в англо-американской профессиональной речевой среде обозначается как - handicap (ограничение, препятствие). Понятие ограничения в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения и по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, которые имеют отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. Согласно этому, понятие дети с ОВЗ позволяет рассматривать данную категорию, как лица имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, нарушений в развитии, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к главным потребностям индивида, в результате негативных стереотипов, предрассудков, которые выделяют нетипичных людей в социокультурной системе.