^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Исторический аспект изучения детей с ОВЗ и основы оказания им психолого-педагогической помощи

 

2. Оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ - история вопроса.

На сегодняшний день в России здоровье граждан имеет критическое состояние. Фундаментальные исследования многих авторов, указывают на кризисное состояние здоровья у людей разного возраста, особенно у детей. В странах всего мира, отмечается рост населения с ограниченными возможностями. В конце XX столетия, количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось в 2 раза. Для детей с ОВЗ необходимо создавать специальные условия жизнедеятельности для того, чтобы они могли участвовать в жизни общества наравне с людьми без отклонений и результате этого ощущать себя полноценными.
В случае, когда общество оставляет инвалида без внимания и поддержки, то он может попасть во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. При оказании заботы и уважения к таким людям, влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Дети и подростки с отклонениями в развитии, которые в дальнейшем препятствуют развитию, обучению, в силу нарушений, которые они имеют необходима преимущественно индивидуальная помощь, потому что у таких детей возникает очень много проблем и препятствий, которые сложнее будет решить в группах, а индивидуальная помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья дает значимые результаты.

Понятие «индивидуальная помощь» является междисциплинарным, так как это понятие можно встретить в медицинской, педагогической, психологической литературе для обозначения различной по содержанию, форме и продолжительности деятельности, которое направленно на изменение внешних или внутренних состояний людей при взаимодействии со специалистом в диадном режиме.
Становление индивидуальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде теснейшим образом связано с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если строить точную генеалогию, данное понятие происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. В России, воспринявшей германскую модель университетов, индивидуальной помощи лицам с особыми потребностями не было.
В современной ситуации помимо элитных учебных заведений, индивидуальная помощь в образовании особенно интенсивно распространяется в дистантном (в будущем самом массовидном) обучении. На настоящий момент в России пятьдесят семь вузов включены в эксперимент по дистантному образованию.
Термин индивидуальная помощь отмечается в работах таких авторов как, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтессори А. Представители гуманистического подхода Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс внесли огромный вклад в разработку сущности и технологии оказания помощи. Авторы экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, Ялом и др. а также ученые гештальт-психологии (Дж. Морено, Ф. Перлз и др.), психоанализа (З. Фрейд), бихевиоризма (А. Бандура, Дж. Вольпе, М. Джоунс, Дж. Роттер, Б.Ф. Скиннер и др.). Разработкой технологии оказания помощи людям занимались такие социологи, как Р. Банг, Н. Ф. Басов, Л. Хааг, Е. И. Холостова, М. В. Фирсов, в работах педагогов А. В. Мудрика, М. В. Шакуровой, В. Р. Ясницкой, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина и др.
Современная социально-педагогическая литература рассматривает индивидуальную помощь с нескольких позиций:
1. С позиции помощи в решении проблем, которые возникают у человека;
2. С позиции педагогической поддержки;
3. С позиции педагогического сопровождения.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это люди, которые имеют нарушения в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и т. д. Люди с ОВЗ мало мобильны и у них отмечается ограничения в возможности полноценной жизни: сидеть, ходить, обслуживать себя и т. п.
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» гласит о том, что люди имеющие ограниченные возможностями здоровья, должны получить образование в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.
Данные многих авторов подтверждают, что в последние годы увеличивается рождение детей с различными отклонениями в развитии, которые сказываются на их образ жизни, особенности строения личности и возможности обучения. Для оказания индивидуальной помощи детям с ОВЗ создаются коррекционные кабинеты, которые финансируются бюджетом РФ. Данные кабинеты обслуживают одно или несколько образовательных учреждений, общее число классов (групп) в которых должно быть не более 40, а количество учащихся с ОВЗ не менее 12.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья успешно воспринимали программу обучения в общеобразовательном учреждении, таким детям требуется индивидуальная помощь, которую также осуществляет педагог - наставник - тьютор.
Впервые в России профессия - тьюторство появляется в 80-е годы XX века. На сегодняшний момент, из-за того, что увеличивается численность людей с ОВЗ, подобная индивидуальная помощь в обучении таких детей очень популярна Нехватка специализированных образовательных учреждений выражается в низкой коммуникативной возможности, что влияет на развитие ребенка с нарушениями. Тем не менее, в общеобразовательных учреждениях у учителя нет возможности уделять внимание детям с ОВЗ больше, чем другим детям, поэтому тьюторство является особыми видом помощи.
Тьютор помогает ребенку в успешной адаптации в новой обстановке: свободный доступ ребенка в школу и класс, организация рабочего дня по времени в зависимости от индивидуальных особенностей.
В общеобразовательных учреждениях процесс обучения тесно связан с умением взаимодействовать со сверстниками, вследствие этого тьютор должен создавать благоприятные условия для
ребенка, чтобы настроить эмоциональную отдачу от всех участников. Коммуникацию осуществляют с помощью осуществляется диалогов и дискуссий, в ходе которых все участники могут выразить свои мысли, используя вербальные и невербальные средства общения, а дети с особыми образовательными потребностями учатся правильно их понимать и корректно реагировать.
У тьютора существует ряд задач:
– Первая задача заключается в том, что тьютор на своем примере должен показывать как правильнее вести себя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как обучать ребенка взаимодействовать с другими детьми, и как развивать у них коммуникативные качества для успешной социализации;
– Вторая задача состоит в том, тьютор проводит индивидуальные занятия с детьми когда он не усвоил материал, отслеживает динамику обучения, создает взаимосвязь знаний, которые он получил для того, чтобы успешно применять их в повседневной жизни;
– Третья задача заключается во взаимодействии тьютора со специалистами узкого профиля (психологами, логопедами, неврологами, инструктором лечебно-физической культуры) для плодотворного комплексного воздействия на детей с ОВЗ;
– Четвертая задача состоит в том, что тьютор должен составлять индивидуальный маршрут процесса образования таких детей, которая будет основываться на особенностях здоровья, возрастных особенностях ребенка с ОВЗ, использовать нетрадиционные методы обучения;
– И наконец, пятая задача, суть которой состоит в том, чтобы мотивировать ребенка на получение новых знаний, применяя различные стимулы повышающие работоспособность.
Главным направлением работы тьютора является индивидуальные и групповые консультации. С помощью этих консультаций, можно обсуждать проблемы с родителями, сверстниками и учителями, предоставлять информацию о патологии ребенка, его психических особенностей, способах взаимодействия с окружающей средой и окружающими людьми.
Существенным критерием работы тьютора является выполнение обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья самоорганизации, самостоятельности. Дети должны уметь выразить себя посредством различных увлечений, хобби, которые развивают его творческие способности, воображение, мышление.

Вывод по лекции

Разные авторы дают различные определения понятию «люди с ограниченными возможностями здоровья», но в основе всех определений лежат одни и те же причины, в результате которых у людей существуют те или иные ограничения в жизнедеятельности.
Одним из главных достоинств индивидуальной помощи является то, что оно дозволяет целиком адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, выслеживать каждое его действие и операцию при решении конкретной задачи; наблюдать за его продвижением от незнания к знанию, корректировать вовремя необходимые моменты в деятельности обучающегося, учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно и все время вести контроль затраченных сил, работая в оптимальное для себя время.
Тьюторство - это важная часть современного образовательного процесса, потому что тьютор решает множество задач для успешного обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор - это координатор, который в ходе учебной деятельности детей, формирует личность детей с ОВЗ и является посредником между узкими специалистами и преподавателями. Зная особенности патологии ребенка, строит образовательный процесс, чтобы все полученные знания усваивались. Тьютор является посредником между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и окружающими людьми, также может помочь в адаптации к непривычной среде, людям, формирует объективное мнение о происходящих событиях и помогает социализироваться.
Вопросы для самопроверки
1. Какова сравнительная содержательная характеристика понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья».
2. В чем сущность тьютерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья?
Литература и Интернет-ресурсы [8, 3, 10, 1, 2].

Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.