^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Цели, задачи и принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

План
1. Цели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
2. Задачи оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
3. Принципы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
4. Условия оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

1. Цели оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

Как отмечает Д. А. Быков, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие психические и (или) физические нарушения, которые имеют ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Современное развитие системы образования, выдвигает на первый план задачи для того, чтобы создать условия успешного становления личности всех детей в соответствии с их психическими, физическими особенностями развития.
В 90-е годы XX столетия, в России начала пропагандироваться идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Теоретические основы педагогической интеграции описаны в работах таких ученых, как В. В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызиноа, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёв, Л. И. Новикова, В. А. Ка-раковский, С. М. Гапеенков, Г. Ф. Федорец и т. д. Ученые раскрыли сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса это обеспечит целостность и системность. Авторы в своих исследованиях отмечают, что интегративный процесс является процессом качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Суть процесса интеграции состоит в качественном преобразовании внутри каждого элемента, входящего в систему.
Н. Л. Белопольской, Е. Е. Дмитриевой, М. В. Жигоревой, И. А. Коробейниковым, Т. Н. Князевой, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведевой, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелевой, В. В. Ткачевой У. В. Ульенковой Н. Д. Шматко, Н. В. Шутовой и др. психологами в своих исследованиях подчеркивается, что интеграция должна обеспечивать «психологическую готовность» детей к совместному обучению. В процессе этого, нужно переосмыслить обществу отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, признать их равноправие таких людей на получение образования, разработать конкретные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями для оптимальной реализации их возрастных возможностей. Следственно, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся детей требует значительного изменения в ходе организации процесса обучения, а также требуется необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
С. Н. Чистяковой, Н. Л. Коноваловой Г. Р. Битяновой, И. Рома-зан, Т. Чередниковой, Н. Осуховой Е. И. Казаковой, А. П. Тряпицы-ной, Л. М. Шипицыной отмечается, что понятие «помощь» в психолого-педагогической литературе определяется как:
– особая форма деятельности преподавателя, которая направлен на взаимодействие по оказанию помощи в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений;
– целостный процесс, при котором изучают, формируют, развивают и корректируют профессиональный рост личности педагога;
– процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, которое направленно на разрешение жизненных проблем сопровождаемого;
– система профессиональной деятельности, которая обеспечивает и создает условия для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности;
- системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности;
- деятельность, при которой обеспечивается создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора;
- комплексный метод, в котором главным считается единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Предмет психолого-педагогической помощи - процесс в ходе которого определяют интересы, цели, возможности и пути преодоления препятствий), которые могут мешать в достижении желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни.
Цель психолого-педагогической помощи - создать комплексную систему психолого-педагогических условий, которые будут способствовать успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Психолого-педагогическая помощь проводится воспитателем, социальным педагогом, логопедом и другими специалистами. Например, целью сопровождение воспитателей, социального педагога, является корректировка индивидуальных адаптированных программ, подготовка к занятиям, организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организация игровой деятельности. Целью сопровождения со стороны логопеда является консультирование воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно - дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.
Специалист, который принимает участие в процессе индивидуальной помощи должен владеть знаниями не только в области специальной педагогики, а также в области возрастной и специальной психологии, логопедии, педагогики и т. п.
Конкретное образовательное учреждение вместе с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и профессионального высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для детей-инвалидов в дошкольном возрасте предоставляют необходимые реабилитационные меры, а также создают условия, чтобы дети могли пребывать в детских дошкольных учреждениях общего типа. Детей-инвалидов в детских садах содержат за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законе РФ «Об образовании» гласит, что граждане Российской Федерации имеют возможность получить образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения; государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В Законе говорится также о том, что лица, которые имеют специальные образовательные потребности, имеют возможность получить образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в стационарном лечебном учреждении.