^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Организация индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования

План
1. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования.
2. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе начального образования.
3. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе образования (на средней и старшей ступени обучения).
4. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе профессионального образования.
5. Методические и дидактические принципы коррекционного процесса для детей.

1. Цели, задачи и основные направления индивидуальной психолого-педагогической помощи детям в системе дошкольного образования

И. И. Мамайчук сформулировал следующее определение индивидуальной психолого-педагогической помощи - это система комплексного педагогического и психореабилитационного воздействия, направленного, в первую очередь, на повышение социальной активности дошкольника, развитие интеллекта, самостоятельности, закрепление социальной позиции личности, становление системы ценностных установок и ориентаций, которые оказывают положительное влияние на физические и психические возможности ребенка.
Среди специалистов, оказывающих индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям дошкольного возраста, могут быть, как психологи, так и врачи-психиатры, неврологи, педагогики, социальные работники.
В соответствии с этим выделяют несколько моделей индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам.
- Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании и обучении дошкольников. Специалист проводит анализ сложившейся ситуации и вместе с родителями ребенка разрабатывают программу мер, направленных на ее изменение.
- Психологическая модель основывается на закономерностях психического развития ребенка, несет в себе анализ особенностей познавательных процессов и личности в целом, а также разрабатывает адекватные методы воздействия, то есть оказание всесторонней индивидуальной помощи.
- Диагностическая модель предполагает проведение комплексной диагностики подростков с трудностями в воспитании и обучении, с проблемами в поведении. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о последующем обучении ребенка.
- Социальная модель в основном используется в семейной консультации, когда родителям необходима консультация по поводу каких-либо вопросов, касающихся воспитания дошкольника.
- Медицинская модель предполагает усилие специалистов, направленных на помощь в лечении, адаптации и реабилитации ребенка или здоровых членов семьи.
Цель индивидуальной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста заключается в обеспечении психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Цель обуславливает необходимость решения задач индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными принципами организации индивидуальной психолого-педагогической помощи дошкольникам являются:
- принцип личностного подхода к ребенку - в процессе оказания психолого-педагогической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;
- принцип комплексности - психолого-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педа-гогическими воздействиями, то есть в единстве всего коррекцион-ного процесса обучения и воспитания;
- принцип деятельностного подхода - психолого-педагогическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
Рассмотрим основные направления и технологии психолого-педагогической деятельности в рамках организации индивидуальной помощи детям дошкольного возраста.
- Организация игровой деятельности. Игра оказывает качественное изменение в психике ребенка. С помощью нее закладываются основы учебной деятельности, которые в дальнейшем становятся ведущими во время школьного обучения. В игре развивается положительная эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.
- Помощь семьи в организации полноценного общения. Общение - это феномен не только социально-психологический, но и нравственный. Наличие старших членов семьи способствует смягчению остроты конфликтов; добавляет в отношения доброту, ласку, эмоциональный комфорт, предупреждает так называемую скрытую безнадзорность, когда дети предоставлены занятыми родителями самим себе.
- Формирование разумных материальных потребностей - это один из важных фундаментов духовной структуры личности, ее сторон и качеств. Известно, что, чем выше духовные потребности, тем более разумны и благородны материальные. Если материальные потребности постоянно доминируют над духовными, то либо уровень последних недостаточно материален, либо материальные потребности недостаточно духовны.
- Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников. В дошкольном коллективе существует единство целей, норм и правил поведения, определяются лидеры коллектива, которые поведут за собой остальных. К сожалению, имеются и дети, занимающие не благоприятное положение, своего рода «отверженные».
Специфика этого коллектива в том, что выразителем, носителем руководящих функций актива выступают воспитатели. Огромную роль в формировании и регулировании детских взаимоотношений играют родители.