^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психология личности

План
1. Понятие индивид, личность, индивидуальность.
2. Структура личности.
3. Направленность личности, ее виды.
4. Индивидуально-психологические особенности личности.
5. Эмоционально-волевая сфера личности.

1. Понятие индивид, личность, индивидуальность

Индивид — конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное анатомо-физиологическими особенностями организма от родителей и прародителей.
Наследственные признаки органов и систем составляют генотип — систему генов, закладываемую в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК как одной из составляющих белка клетки.
Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и т. д.
Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента.
Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития подвергается влиянию социальных условий — условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности.
Личность — исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность — продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида. Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые, помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести личностные свойства. Между тем личность — это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми как полезные, так и вредные для общества с позиций нравственных идеалов. А. Н. Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенными и прирожденными свойствами».
Индивидуальность — это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов, в специфике эмоционально-волевой сферы и т. д.

2. Структура личности

Платонов К. К. выделяет в структуре личности: направленность, опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы, темперамента, половые и физические возрастные особенности.
Ковалев А. Г. выделяет в структуре личности психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Петровский А. В. рассматривает три составляющие структуры личности:
1) интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема, характеризующая индивидуальность личности (темперамент, характер и т. д.);
2) интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей;
3) метаиндивидная (надиндивидная) подструктура, проявляющаяся в воздействии на тех людей, с которыми личность не контактирует непосредственно, а делает в них «вклады» через книги, кино, картины.
По данным Э. А. Голубевой, структура личности состоит из таких составляющих, как:
а) задатки, темперамент, возрастные, половые, психофизические свойства и психические процессы;
б) социальные роли, статус, опыт, направленность, желания, цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение, убеждения;
в) поведение, деятельность, общение, познавательные процессы, взаимоотношения.
3. Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» определяется стремлением к удовлетворению, вызванному половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия, требующая своего снятия через удовлетворение, трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики. «Я» — это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи. «Сверх-Я» — супер Эго, идеальное «Я»; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности.

3. Направленность личности, ее виды

Направленность — совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение.
По уровню формирования личности направленность подразделяют на эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую.
Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта.
Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердиться в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться.
Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентации, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей на благо людей, общества, его прогрессивного преобразования, и готовности на самопожертвование для этого.
Составляющие направленности личности.
Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-либо. Это состояние физического и психологического дискомфорта, возникающего у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно взывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражается характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни и деятельности.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности — объектами потребностей.
Потребности различают по видам: потенциальные и актуализированные.
Потребности у человека могут быть: здоровыми (полезными) и нездоровыми (вредными).
В зависимости от предмета выделяют потребности: материальные и духовные.
По происхождению потребности разделяют на естественные, социальные, культурные.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальные, групповые, общества в целом.
У человека могут проявляться потребности:
— ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности;
— дополнительные (второстепенные).
Выделяют также потребности:
— доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени;
— недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых.
Различают три типа доминантных потребностей человека:
1) ситуативные, кратковременные потребности;
2) жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека;
3) потребности деятельности — потребности текущих дел, относительно длительные.
Иерархия потребностей, по А. Маслоу, включает:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в социальных связях, привязанности и любви;
4) потребность в признании (компетентности) и оценке;
5) потребность в самоактуализации.
Система направленности личности включает следующие основные компоненты:
1) систему ценностно-смысловых образований личности;
2) притязания личности, как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. д. Притязания личности — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Направленность личности характеризуется:
— уровнем зрелости (степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией);
— широтой (диапазоном сфер устремлений личности по реализации поставленных целей);
— интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);
— иерархией видов направленности конкретной личности.
Мотивы личности — внутренние психические побуждения к деятельности и поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это опредмеченная потребность и конкретные формы проявления потребностей.
Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:
— эмоциональные мотивы — желания, хотения, влечения;
— рациональные мотивы — стремления, интересы, идеалы, убеждения.
Можно выделить две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:
— мотивы целей (генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности);
— мотивы выбора путей, средств, способов достижений, реализации цели: инструментальные мотивы.
По степени общественной значимости выделяют: мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), мотивы групповые и индивидуально- личностные мотивы.
Различают также мотивы достижения цели (противоположный —избегания неудач), аффилиации (стремление к людям), альтруистические мотив, мотив власти.
Мотив достижения — устойчивое стремление в достижении результата в работе. Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. В основе мотива достижения выделяются три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), работе (удовольствие от хорошо выполненной сложной работы).
Мотив аффилиации — это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, принятие дружеской поддержки и симпатии. Существует две формы аффили- ативного мотива — надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.
Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в его основе лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради других, потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.
Мотив власти можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими, склонность управлять социальным окружением.
Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н. Леонтьев).

4. Индивидуально-психологические особенности личности

Темперамент в переводе с латинского (temperamentym) — означает надлежащее соотношение частей, их соразмерность.
Под темпераментом понимаются индивидуальные и устойчивые свойства индивидуальности, которые определяют формально- динамическую сторону протекания психической деятельности и поведения человека, выражающиеся в силе, интенсивности, темпе, ритме, скорости психических и поведенческих реакций.
Теории темперамента
Гуморальные (от лат. humor — влага, сок) — Гиппократ, Гален, Лес- гафт и др. считают, что темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями организма человека: кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Преобладание одной из жидкостей определяет разные типы темперамента — сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический (от rpe4.choll — желчь), флегматический (от греч. phlegma — слизь), меланхолический (от греч. melaine holl — черная желчь).
Конституциональные (морфологические) теории темперамента — Кречмер, Шелдон и др. считали, что конституция, строение человеческого тела (соматотип) определяет тип темперамента человека.
Так, например, по Кречмеру — астенический тип темперамента характеризуется неразвитостью мускулатуры, диспропорциональностью частей тела, и ему соответствует шизоидный темперамент, который, в свою очередь, включает в себя, с одной стороны, замкнутость, аутичность, чрезмерную эффективность, ранимость, раздражительность, а с другой — эмоциональную холодность, равнодушие.
Пикническому телосложению — широкая грудь, округлость частей тела, полнота — соответствует циклоидный темперамент, которому свойственны колебания настроения — от веселого, радостного до мрачного у маниакальных, депрессивных индивидов, а также естественность, мягкость движений и т. п.
^ялеототес/ашу типу телосложения — крепкое телосложение, рельефная, выраженная мускулатура, физическая сила, выносливость — соответствует иксомотический тип темперамента, который характеризуется спокойствием, сдержанностью в жестах, мимике, ригидностью мышления, трудностью в адаптации.
Описательные теории темперамента — Кант, Хейменс и Вирсма и др. считали, что это теории темперамента, которые должны характеризоваться различным набором качеств и свойств темперамента, а также своеобразием самой структуры темперамента. Например, Хейменс и Вирсма выделяли три основные биполярные характеристики темперамента: 1) эмоциональность — неэмоциональность; 2) активность — пассивность; 3) первичная — вторичная функции (сила и слабость и продолжительность первоначальных реакций человека на внешний мир).
Исходя из этого, они выделили следующие типологии темперамента:
Эмоциональность Активность Первичная (п), вторичная (в) функции Темперамент
+ + п Сангвинический
+ + в Флегматический
- + п Холерический
- + в Увлекающийся
+ - п Аморфный
+ - в Апатичный
- - п Нервный
- - в Сентиментальный

Факторные теории темперамента — Борт, Гилфорд и др. считали, что использование математической статистики с помощью факторного анализа позволяет выделять общие факторы, лежащие в основе интеркорреляции измеряемых свойств.
Так, например, Гилфорд выявил следующие факторы, определяющие структуру темперамента: общая активность, доминантность, мужество, уверенность, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, беспристрастность, сдержанность, доброжелательность, терпимость.
Структурно-функциональные теории темперамента — В. С. Мерлин, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, А. И. Крупнов и др. считали, что характеристика, определение темперамента связаны с выявлением функций, свойств, компонентов темперамента.
Нейродинамические теории темперамента — И. П. Павлов, Н. И. Красногорский и др. считали, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы, которые во многом тождественны свойствам темперамента.
Физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека. К числу основных свойств нервной системы относятся сила—слабость, подвижность—инертность, уравновешенность—неуравновешенность.
Сила нервной системы — это способность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды, не приходя при этом в запредельное охранительное торможение. Сильная нервная система отсюда характеризуется такими особенностями, как высокая биологическая надежность, большая работоспособность, низкая утомляемость, низкая сензитивность.
Слабость нервной системы характеризуется такими полярными качествами, как неспособность нервных клеток выдерживать длительные или концентрированные воздействия из внешней среды и как следствие высокая предрасположенность к запредельному, охранительному торможению. Отсюда слабая нервная система характеризуется такими особенностями, как низкая биологическая надежность, малая работоспособность, большая утомляемость, высокая сензитивность.
Подвижность нервной системы — это способность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (возбуждение или торможение) к другому и наоборот.
Инертность нервной системы — это неспособность или затрудненность нервных клеток легко и непроизвольно переходить от одного физиологического процесса (состояния) к другому и наоборот.
Уравновешенность нервной системы — это баланс равновесия между двумя основными физиологическими процессами (состояниями) — возбуждением и торможением.
Комбинации указанных свойств нервной системы, по И. П. Павлову, представляли разные типы нервной системы человека.
Сильный, подвижный уравновешенный тип — сангвинический тип темперамента.
Сильный, подвижный, неуравновешенный — холерический тип темперамента.
Сильный, инертный — флегматический тип темперамента.
Слабый тип — меланхолический тип темперамента.
Свойства темперамента
Экстраверсия — направленность психической деятельности человека во внешний мир, это жажда внешних впечатлений, коммуникабельность, стремление доминировать в общении, быть в центре внимания людей, желание действовать, а не размышлять.
Интроверсия — направленность психической деятельности во внутренний, субъективный мир человека, стремление к автономии, обособленности в поведении, склонность к самоанализу, самооценка своего поведения, высокая сензитивность, романтичность, сентиментальность. Явное предпочтение мира книг миру людей.
Пластичность — легкость, непроизвольность адаптации человека к меняющейся внешней предметной и социальной среде. Быстрота привыкания, легкость вхождения в новые ситуации, социумы.
Ригидность — негибкость, окостенелость, стереотипность поведения, сложность, затрудненность адаптации к меняющимся условиям природной и социальной среды.
Эмоциональность — непроизвольность и легкость эмоционального отклика в ответ на эмоционально значимые раздражения для данного субъекта, скорость возникновения и смены мимики и пантомимики.
Общительность — это потребность, легкость, инициатива и выразительность в общении.
Тревожность — степень беспокойства и страха в ответ на реальный или воображаемый раздражитель, угрожающий здоровью или жизни человека.
Активность — мера воздействия личности на окружающий мир с целью его познания и преобразования.
Реактивность (импульсивность) — непроизвольность и непредсказуемость поведения человека в ответ на внешний раздражитель, когда эмоциональная, чувственная сфера доминирует над рациональной, логической.
Сензитивность (чувствительность) — тонкость и глубина (в деталях, нюансах) восприятия окружающего мира.
Темп реакций — скорость психомоторных действий по их темпо- ритмике.
Резистентность — готовность человека противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды (стресс-факторы, простудные и инфекционные заболевания).
Рефлексивность — готовность человека к непроизвольному самоанализу, самоконтролю, самооценке своего поведения, как в ординарных, так и в экстремальных условиях деятельности.
Типы темперамента
Сангвинический темперамент — высокая активность и реактивность с преобладанием активности, пластичность, экстравертиро- ванность, общительность, импульсивность, резистентность, нетревожность, рефлексивность, ускоренный темп реакции.
Холерический темперамент — высокая активность и реактивность с преобладанием реактивности, ригидность, экстравертированность, общительность, импульсивность, малая рефлексивность, повышенная резистентность, нетревожность, ускоренный темп реакции.
Флегматический темперамент — пониженная эмоциональная возбудимость и сензитивность, низкая реактивность, высокая активность, ригидность, интровертированность, повышенная резистентность, нетревожность, малая общительность, замедленный темп реакций.
Меланхолический темперамент — высокая тревожность, эмоциональная возбудимость, сензитивность, рефлексивность, невысокие реактивность и активность, ригидность, интровертированность, низкая резистентность, малая общительность, замедленный темп реакций.
Свойства темперамента и характера
1. Свойства темперамента — это индивидуальные особенности человека, определяющие формально-динамическую сторону поведения и деятельности; его темпо-ритмические характеристики психомоторики.
Свойства характера — это индивидуальные особенности человека, определяющие социально-содержательную сторону поведения и деятельности человека, его систему отношений.
2. Свойства темперамента являются природными, генетически обусловленными свойствами человека.
Свойства характера являются приобретаемыми, формируемыми в процессах социальной жизнедеятельности человека.
3. Свойства темперамента являются консервативными, неизмененными на протяжении жизни человека.
Свойства характера постоянно развиваются на протяжении всей жизни человека.
4. Физиологической основой темперамента являются свойства и типы нервной системы человека.
Физиологической основой характера являются свойства и типы нервной системы, но их влияние на темперамент является опосредованным, через свойства и типы темперамента.
5. Психологической структурой темперамента является инварианта, относительно постоянная величина при меняющихся ее составляющих свойствах.
Психологической структурой характера является симптомоком- плекс — определенное и закономерно связанное между собой соотношение свойств характера.
6. Свойства темперамента в своем проявлении не зависят от других психодинамических особенностей, таких, например, как отношения, мотивы.
Свойства характера прямо и непосредственно связаны с такими психодинамическими особенностями личности, как мотивация, отношения, мировоззрения и т. п.
Характер в переводе с греческого языка означает «чеканка», «примета», «признак». Он предопределен общественно-историческими условиями — принадлежностью к эпохе, нации, классу, усвоением социального опыта, типическими обстоятельствами жизненного пути, воспитанием, зависит от природных предпосылок развития индивидуальности — задатков, типа высшей нервной деятельности, темперамента.
Характер во многом — навык сознательного поведения, привычек. Поэтому в физиологические его механизмы входят возникающие в мозгу динамические стереотипы — системы временных связей, условных рефлексов. Образующиеся стереотипы обеспечивают типичное поведение в типичных обстоятельствах. Ломка стереотипа проходит с трудом, порой очень болезненно. Изменение привычного образа жизни, прекращение привычных занятий, потеря близкого человека могут привести к значительным изменениям в характере личности. Составляющими физиологических основ характера личности являются также индивидуальное взаимодействие первой и второй сигнальных систем и особенности аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Структура характера определяется системой отношений личности.
К первой группе относятся черты, выражающие отношение личности к окружающему мир, обществу. В основе этой группы черт лежит направленность личности, система ведущих мотивов. К ним относятся: внимание, интерес, идеалы человека, чувства.
Вторую группу составляют черты, которые проявляются в труде, деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность, усердие, добросовестность, ответственность, творческое отношение (или противоположные черты) и т. д.
Третья группа черт выражает отношение человека к другим людям: доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость, правдивость, искренность, гуманность (или противоположные черты) и т. п. Основа этой группы — эмпатийное, или безразличное отношение к людям.
Четвёртая группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность, самолюбие, эгоцентризм, самообладание, достоинство, строгость и пр.
Пятая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливость, щедрость, скупость, расточительность и т. д.
Характер может быть более или менее выражен. Условно можно выделить три зоны: зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Этот первый признак, по мнению А. Е. Лич- ко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.
Классификация характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, в интерпретации Е. М. Вайнер выглядит следующим образом.
1. Гипертимный тип. Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Окружающий мир воспринимает в радужных красках. Добр, отзывчив, беззаботен, чрезвычайно контактен, словоохотлив, с большой выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Обладает многосторонними способностями, но из- за неустойчивости внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Не терпит стеснения своей свободы. Плохо переносит жесткую дисциплину, монотонную деятельность, строго регламентированный режим, критику в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают надолго его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно, стремится к рискованным приключениям, новым местам, занятиям, встречам. Обладает склонностью к аморальным поступкам. Тяготится одиночеством, в группе стремится к лидерству. При общении неразборчив в выборе знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде. Приподнятое, солнечное настроение может омрачаться вспышками раздражительности, вызванными противодействием окружающих.
2. Застревающий тип. Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, превзойти других, выдвинуться в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию их действий, недоверчивость, обидчивость, злопамятность. Его характеризует умеренная общительность, занудли- вость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет повышенные требования к себе, непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
3. Эмотивный тип. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, которое часто колеблется по самым незначительным поводам. От настроения момента зависит и работоспособность, и общительность, и самочувствие. Соответственно настроению окружающий мир то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения, стремления и интересы неустойчивы. Этот тип людей предпочитает общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты и которых он понимает «с полуслова». Ищет эмоциональных контактов, стремясь быть всеобщим любимцем. Редко эти люди сами вступают в конфликт, играя в них пассивную роль. В группе такой тип не претендует на роль лидера. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определять отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям, слабо выражено чувство долга. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, отталкивающими — чрезмерная чувствительность, слезливость.
4. Педантичный тип. Отличается чрезмерной, преувеличенной приверженностью к определенному порядку. Противится изменениям, плохо переключается на что-либо новое в деятельности. Неуклонно следует принятому образу мыслей, устоявшимся привычкам. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе предъявляет окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим людям. Привлекательные стороны: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.
5. Тревожный тип. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к неопределенным опасениям, тревожному ожиданию каких-то неприятностей, несчастий. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости принять решение. Не удовлетворен своими способностями разрешать жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызывать физические нарушения. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в основном в них пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
6. Циклоидный тип. Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъема и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомленности, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко встречаются в этот период из-за падения работоспособности, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегаются.
В период жизненного подъема ускоряются мыслительные процессы, появляются оживленность, общительность, подвижность, инициативность; идет постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов увеличивается с возрастом.
7. Демонстративный тип. Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позерстве, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внимания способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда.
Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, жаждой власти и похвалы, высокой приспособляемостью к людям и вместе с тем склонностью к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими привлекательными для партнеров по общению чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
8. Возбудимый тип. Агрессивен, упрям, самолюбив, занудлив, угрюм и обидчив. Отличается постоянной внутренней напряженностью, раздражительностью. Причем сила реакций не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их мнением.
Данному типу людей присуща низкая контактность в общении, неуживчивость, склонность к хамству и брани, конфликтам, в которых они сами являются активной, провоцирующей стороной. Характерна чрезмерная сила влечения, неудержимость в их удовлетворении.
В эмоционально спокойном состоянии часто это добросовестные, аккуратные люди, любящие животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения бывают вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.
9. Дистимный тип. Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, в предчувствиях неприятностей или безрадостных явлений. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Обладают следующими привлекательными чертами личности: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Отрицательные черты: пассивность, пессимизм, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
10. Экзальтированный тип. Склонен приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и впадать в отчаяние под влиянием разочарований. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
Способности — это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность (готовность) человека к тому или иному виду деятельности. Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для овладения определенным видом деятельности и для успешного его выполнения. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями, навыками. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Способности проявляются в динамике их приобретения.
Показателями способностей можно считать: а) темп продвижения в овладении деятельностью; б) широту переноса формирующихся психических качеств; в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
Предпосылкой способностей, облегчающей их развитие, являются задатки. Задатки — врожденные возможности развития морфологических, анатомо-физиологических и психологических свойств индивида.
К задаткам относят:
— типологические свойства нервной системы;
— уровень развития и соотношения сигнальных систем;
— природные свойства анализаторов;
— варианты строения коры головного мозга.
Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей.
Способности делят на общие, необходимые для любых видов деятельности, и специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенных видов деятельности. В структуре способностей некоторых людей общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей, общих по отношению к широкому спектру различных видов деятельности. Общие способности (общие качества личности) являются вполне конкретными психологическими проявлениями. В зависимости от их выраженности всех людей можно разделить на три типа: художественный, мыслительный, средний.
Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы (образной, эмоциональной) и второй сигнальной системы (словесной). Для художественного типа свойственна яркость образов, эмоций. Для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений, для среднего типа — равное сочетание образов и логики. Отношение человека к тому или иному типу предполагает, что ему легче освоить вполне определенную деятельность: художественному типу — стать музыкантом, мыслительному — математиком. Но это не означает фатальной обреченности заниматься определенным делом, это только предрасположенность к нему.
Структуру способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Компенсация способностей возможна за счет: а) приобретения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков; б) формирования типического стиля данной деятельности; в) развития других качеств.

5. Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоции — это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции и чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Эмоции тесно связаны с потребностями личности. Эмоции — это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Чувства же носят предметный характер. Они продукт культурно-исторического развития человека.
Чувства — это переживаемое в различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции в узком значении — это непосредственное временное переживание какого- либо чувства.
Индивидуальные особенности эмоциональной сферы складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом.
Функции эмоций и чувств
1. Отражательная — выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря отражательной функции эмоций человек может оценить предметы и явления с точки зрения их желательности.
2. Побудительная — проявляется в побуждении человека к действию. Например, страх при виде выбежавшей на дорогу собаки заставляет человека перейти на другую сторону.
3. Подкрепляющая — проявляется в том, что события, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запоминаются. Например, обычно люди хорошо помнят моменты своего успеха, триумфа.
4. Переключательная — обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Например, выбирая между отдыхом на природе и посещением ночного клуба, человек может отдать предпочтение тому, что приносит ему наибольшее удовольствие.
5. Приспособительная — связана с возможностью организма эффективно приспособиться к окружающим условиям. Например, в экстремальной ситуации человек в состоянии стресса может мобилизовать все свои душевные и физические силы, что позволяет ему справиться с возникшими трудностями.
6. Коммуникативная — проявляется в передаче своих переживаний другим людям, информировании их о своем отношении. Например, нахмуренные брови и опущенные глаза собеседника передают нам информацию о его эмоциональном состоянии.
Формы протекания эмоциональных состояний
Чувственный тон — эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.
Аффект — сильное, кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождается ослаблением сознательного контроля.
Стресс — эмоциональное состояние напряжения в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация — состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. В этом состоянии человек может проявлять подавленность, агрессию.
Страсть — сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть избирательна и всегда предметна.
Виды эмоций
В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей выделяют: положительные, отрицательные, амбивалентные (двойственные) и нейтральные эмоции. В связи с влиянием на деятельность человека выделяют: стенические (стимулируют деятельность) и астенические (связаны с пассивностью, скованностью) эмоции.
Виды высших чувств
Нравственные — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические — эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.
Воля — произвольное управление, самоуправление. Воля — потребность преодоления препятствий (П. В. Симонов). Воля — отношение человека к субъективным трудностям. Воля — цель, усилие, самоконтроль. Воля — реализация самоприказа по преодолению трудностей, устранению личностных недостатков. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в способности и умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. (В. Н. Селиванов).
Волевая регуляция — вид произвольного управления, связанный с преодолением трудностей.
Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия.
Волевое усилие — это сознательное и преднамеренное напряжение физических и психических сил человеком, направленное на преодоление возникших трудностей (внешних и внутренних, объективных и субъективных). Волевое усилие — дополнительное побуждение на преодоление трудностей.
Физиологическая основа воли — доминирующий очаг возбуждения (доминанта А. А.Ухтомского); сильная и инертная нервная система.
Этапы сложного волевого действия:
1) стремление (чувство, потребность) к действию;
2) представление о цели, ее постановка;
3) размышление, борьба мотивов, выбор одной цели из нескольких;
4) составление программы действия с помощью имеющихся средств;
5) решение о начале действия;
6) исполнение действия:
а) сравнение достигаемых результатов с конечной целью (контроль);
б) возможная корректировка программы достижения результата;
в) привлечение дополнительной мотивации;
7) завершение действия, его оценка:
а) сопоставление достигнутых результатов с задуманными;
б) анализ хода реализации волевого действия;
в) возможная постановка новых целей.
Волевые качества личности
Волевое качество — длительно существующая, стабильная характеристика, способствующая волевой регуляции, последовательно проявляющаяся в различных ситуациях и имеющая широкий диапазон выражения у различных субъектов.
Основные волевые качества и их определение
Целеустремленность — сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели.
Терпеливость — однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам физиологического характера.
Упорство — стремление достичь успеха в деятельности, желаемого или необходимого результата вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Настойчивость — систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
Выдержка — устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, искушения.
Смелость — способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.
Решительность — минимальное время принятия решения в значимой ситуации, которая может привести к негативным последствиям для субъекта или его окружения.
Самостоятельность — способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи.
Инициативность — проявление почина, активности, энергичности, социальной смелости и ответственности в действиях отдельных людей или групп, приводящих к новому движению, изменению форм деятельности или уклада жизни.
Самообладание — сознательное контролирование себя в течение всего процесса деятельности: способность организованно влиять на исполнительные и регуляторные функции, не терять контроля над событиями при трудностях.
Пути и средства выработки воли
1. Используйте принцип «От простого — к сложному». Наметьте какую-либо ближнюю цель, не требующую приложения значительных усилий, но обязательно ее достигните (реализуйте). Не принимайтесь за новые дела, не окончив предыдущие (в исключительных случаях, реализуйте их в параллели). Постепенно усложняйте цели. Поставьте перед собой перспективные цели. Задумайтесь о смысле жизни.
2. Научитесь себе говорить «Нет». Откажитесь от принципа «Доживу до понедельника, а там ...». Приступайте к реализации намеченного сразу же, не откладывая в «долгий ящик».
3. Одним из эффективных средств развития воли является саморегуляция.
Саморегуляция — свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций (Н. И. Конюхов, 1996). Саморегуляция — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психологического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самоприказом, самопринуждением, а также систематической аутогенной тренировкой и др.
Контрольные вопросы
1. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?
2. Какое сочетание свойств высшей нервной деятельности И. П. Павлов сделал основным в своей характеристике типов темперамента?
3. Может ли темперамент человека испытывать существенные изменения в процессе жизни?
4. Можно ли сделать вывод о темпераменте личности по ярким, но эпизодическим проявлениям его поведения? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
5. Охарактеризуйте основные типы темперамента.
6. Назовите, какие факторы влияют на характер человека.
7. В каких отношениях проявляется характер?
8. Что такое «акцентуация черт характера»?
9. Определите понятие «тип характера». Опишите разные типы характеров.