^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение

 

4. Общая характеристика памяти как психического процесса

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Выполнение этих функций требует от человека особой психической активности, которая получила название мнемиче- ской деятельности. Она имеет определенные мотивы, цели и задачи и состоит из отдельных мнемических действий. Например, повторение, систематизация, сравнение, выделение смысловых частей и др. Мнемтеская деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
В структуре памяти выделяют четыре относительно самостоятельных процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. К 40-м годам XX века в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможных.
Виды памяти
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Поэтому отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную, оперативную.
Двигательная память — это запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования ходьбы, письма, различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы каждый раз должны были учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.
Эмоциональная память — это память на чувства, заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — удовлетворением, так и в изменении их содержания, например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай.
Образная память — это память на ранее воспринятые предметы и явления. Легкость воспроизведения образа зависит от двух факторов. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами памяти.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Она формируется в процессе обучения и воспитания и существует только у человека. Особенность данного вида памяти в том, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Возникая на основе других видов памяти, словесно-логическая становится ведущей по отношению к ним. От ее развития зависит качество всех других видов памяти. Ей принадлежит главная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. В тех случаях, когда такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия, мы говорим о произвольной памяти. Произвольная память существует только у человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Непроизвольное запоминание бывает прочнее, чем произвольное, если запоминаемый материал связан с актуальными потребностями человека, оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана мыслительная деятельность по переработке, классификации, преобразованию.
Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Информация из внешнего мира поступает в мгновенную (или икониче- скую память). Длительность хранения в ней составляет от 0,1 до 0,5 с. Это минимальное по времени удержание информации без ее переработки. Из мгновенной памяти информация переходит в кратковременную, где длительность удержания составляет в среднем 20 с. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека. Количество запоминаемого материала ограничивается таким показателем, как объем, который составляет 5±2. Объем характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразуже отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения в оперативной памяти составляет от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. После воспроизведения информация, попавшая в оперативную память, может забываться. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Долговременная память — это длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Время хранения информации в долговременной памяти практически не ограниченно, хотя ее не всегда можно воспроизвести.

Процессы памяти
К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
1. Запоминание. Закономерности запоминания. Проблемы эффективности запоминания.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. На его основе происходит накопление и расширение жизненного опыта и психическое развитие человека. В обыденной жизни запоминание осуществляется непреднамеренно. Оно как бы встроено в структуру практических действий и процессов общения. Именно таким образом мы усваиваем огромное количество всевозможной информации и опыта. Однако в некоторых случаях субъект ставит перед собой специальную мнемическую цель что-либо запомнить (овладеть) и прилагает для ее реализации определенные усилия и приемы. Подобные ситуации наиболее характерны для учебной деятельности. Запоминание — это не пассивный акт, а активный процесс, источником которого выступают потребности и мотивы. Он растянут в некотором промежутке времени (до нескольких дней и даже недель), на протяжении которого информация подвергается серьезным преобразованиям: систематизируется, предельно обобщается, соотносится с личностными потребностями и приводится к виду, удобному для длительного хранения. Ежедневно человек сталкивается с огромным потоком информации и обретает определенный опыт. Однако далеко не всегда все это попадает на долговременное хранение. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется.
2. Сохранение информации. Механизмы, обеспечивающие сохранение информации.
Сохранение — это процесс памяти, характеризующийся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Оно может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например, в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности. Устойчиво значимый материал, связанный с потребностями человека, его интересами, с целью его деятельности забывается медленнее или совсем не забывается. Кроме того, как показывают исследования, процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в прямо пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим важно дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.
Установлено, что сохранение элементов материала зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, это явление получило название «фактор края».
О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических средств (мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (запоминание; повторение). Качество сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемой лишь количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:
1) от установок личности — профессиональной направленности памяти в деятельности познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной и пр.;
2) от условий и организации заучивания;
3) от влияния последующей информации;
4) от мыслительной переработки материала;
5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
1) сохранение активное — когда удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей семантических, резко увеличивающих вероятность его последующего воспроизведения;
2) сохранение пассивное — когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.
3. Воспроизведение информации — процесс извлечения информации, хранящейся в памяти.
Воспроизведение непроизвольное — наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности; когда нет специально поставленной задачи воспроизведения и оно возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо восприятием некоего объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемой в данный момент, — чтения книги, просмотра кинофильма и пр.
Воспроизведение произвольное — вызывается задачей воспроизведения чего-либо, хранящегося в памяти долговременной, которая ставится либо самому себе, либо другими людьми. Может протекать на уровне узнавания.
4. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда человек испытывает только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не может. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием.
В случае припоминания достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Человек сознательно намечает, что может помочь ему вспомнить, или думает, в каком отношении к нему находится то, что он ищет, или оценивает все, что вспоминает, или судит о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления. Вместе с тем, припоминая, человек часто сталкивается с затруднениями. Очевидно, что все это требует от человека определенных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.
5. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Забывается прежде всего то, что перестает быть для человека существенным, важным, необходимым. Забывание проявляется в двух основных формах:
1) невозможность припомнить или узнать;
2) неверное припоминание или узнавание.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Например, опыты Г. Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.
Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент, например, сразу же после получения информации, но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых. На скорость протекания процессов забывания влияет ряд факторов. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если неинтересен, если не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.
Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является характер деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности получило название ретроактивного (назад направленного) торможения. Оно ярко проявляется тогда, когда, например, вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или эта последующая деятельность требует значительных усилий.
Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются. Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти. Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например, раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.
В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом, оборотной стороной запоминания и сохранения (не запомнил, значит, забыл). Однако в некоторых случаях человек старается преднамеренно избавиться от какой-то травмирующей его информации. Для этого он прилагает специальные волевые усилия и использует определенные приемы. Например, чтобы поскорее забыть ушедшего мужа, женщина может порвать все его фотографии, уничтожить оставленные им вещи, изменить обстановку в квартире, избавить себя от любых внешних напоминаний о нем, заняться активной деятельностью и т. п.

Приемы запоминания. Развитие и тренировка памяти.
Память как деятельность
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Оно включает в себя действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в-третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д.
Непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное, если запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается. Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического, так как неэкономно, требует многих повторений. Однако оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, человек главным образом основывается на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, человек пытается построить смысловые связи.
Осмысление материала достигается следующими разными приемами.
1. Составление плана, которое включает выделение в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Каждый пункт плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Например, учащиеся, составляющие план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали текст без такого плана.
2. Сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.
3. Метод повторения является важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.
Условия, способствующие повышению эффективности запоминания
1. Активность и разнообразность. При активном повторении происходит оживление связей на уровне второй сигнальной системы, поскольку разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой. В результате запоминание делается более полным. Пассивное же повторение не дает такого эффекта.
2. Распределение повторения во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. Поэтому опытные педагоги повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность детей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в новые и новые связи.
3. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами: а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен; б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его воспроизвести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д. Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. Способы заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный.
Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Наиболее целесообразным является комбинированный способ. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

Нарушения памяти
Нарушения (разрушение) механизмов памяти, возникающие вследствие самых разных причин, феноменологически проявляются в том, что или каким-либо образом затрудняется процесс запечат- ления, страдает оперативная память; или утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти (блокируется ее воспроизведение); или происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти (гипермнезия).
Завершая обзор сведений, касающихся функционирования репрезентативных механизмов психики, следует учесть и существование не столь уж редких случаев феноменальной памяти. Опять-таки они могут быть связаны и с функционированием кратковременной (оперативной) памяти, и с функционированием механизмов долговременной памяти. Описаны случаи, когда, находясь в болезненном состоянии, человек воспроизводил ранее им слышанное или виденное с такой точностью и в таком объеме, что это не шло ни в какое сравнение с кругом сведений, которыми он оперировал в обычных для него условиях. Все это указывает на то, что в памяти постоянно действуют механизмы блокирования, препятствующие проникновению информации, которой мы потенциально владеем, в наше сознание. Вероятно, эта информация может оказывать влияние на наше поведение на подсознательном и сверхсознательном уровнях.