^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение

5. Общая характеристика мышления как психического процесса.
Речь, ее особенности

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Обобщенность выражается в способности постигать свойства, являющиеся общими для множества объектов. Например, нельзя увидеть цвет как общий признак окружающих предметов. Он существует как конкретный цвет конкретного предмета: красный, синий, зеленый и т. д. Цвет вообще — это некая абстракция, которую можно только понять. Также можно сказать о многих других свойствах, закономерностях и явлениях, например, таких как скорость, движение, вес, стоимость и т. п. Они существуют в форме особых субъективных образований, называемых понятиями, материальными носителями которых выступают слова. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер и выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным.
Суть опосредованного познания в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках без непосредственного контакта с ними, т. е. становится возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Например, врач по жалобам пациента может поставить ему диагноз. Мышление дает возможность устанавливать связи, отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений.
Процесс познания является очень сложным. Прежде всего для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например, в случае с глухонемыми людьми. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления.
Мышление — это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд человек должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальные способы поведения. Например, в процессе обучения такие ситуации создают специально в форме всевозможных учебных заданий.
Мышление не дано человеку в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания. Необходимым условием этого является наличие интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми. Дети, выросшие в условиях социальной изоляции, в интеллектуально обедненной среде, имеют лишь самую простейшую форму мышления, которая мало чем отличается от мышления высших животных.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Например, когда человек решает какую-то задачу, он обязательно привлекает хранящиеся в памяти знания, использует воспринимаемую информацию, прилагает волевые усилия и т. д. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Операции мышления
Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые можно рассматривать как приемы понимания. К мыслительным операциям относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация.
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Например, в процессе изучения незнакомого явления ученый выделяет характерные его свойства, признаки. Анализ позволяет разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что воспринимается. Анализ возможен тогда, когда человек воспринимает какой-либо предмет, и тогда, когда он воспроизводит его образ по памяти.
Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. В результате складывается целостное понимание объекта. Например, на основе знакомства с местом происшествия, допроса свидетелей, обследования вещественных доказательств у следователя складывается целостное представление о ситуации преступления. Синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. При этом следует иметь в виду, что анализ и синтез, как умственные операции, всегда связаны с другими мыслительными действиями.
Сравнение — это операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Всякое сравнение начинается с сопоставления или соотнесения предметов друг с другом, т. е. с синтеза. В ходе сравнения происходит анализ сравниваемых явлений, т. е. выделение общего и различного. Например, ученик сравнивает особенности изучаемых видов млекопитающих и выявляет общие признаки этих животных. Операция сравнения зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными, и осуществляется двумя путями: непосредственно, воспринимая два предмета одновременно, или опосредованно, путем умозаключения.
Сравнение ведет к обобщению. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Предметом обобщения может быть множество объектов, например, ученики школы, растения, предприятия и т. д.
Абстракция — это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации, т. е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации. Абстракция широко используется при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. К абстрактным понятиям относятся, например, такие как «твердость», «яркость», «горечь», «мудрость» и т. п. При образовании подобных понятий особенно важно отвлечься от других свойств, поэтому образование абстрактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение конкретных понятий. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной.
Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. Конкретизировать — значит привести пример, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение. Типичным примером может служить решение типовых учебных задач на применение какого-либо правила или закона.

Виды мышления
Выделение видов мышления производят по разным основаниям.
1. По типу решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (познание законов, правил, например, открытие периодического закона Д. Менделеевым) и практическое (физическое преобразование действительности — постановка цели, создание плана, проекта, схемы).
2. По средствам действия мышление подразделяют на вербальное (словесное) и наглядное.
3. По степени рефлексии мышление подразделяют на интуитивное — быстрота протекания, минимальная осознанность и рациональное (аналитическое) — четко выраженные этапы, представлено в сознании человека.
4. По функциям мышление подразделяют на творческое — открытие принципиально нового, генерация идей и критическое — объективная оценка других и себя.
5. По генезису — мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Такой вид мышления наиболее простой и возникает в раннем детстве. Оно возникает при решении практических задач, связанных с использованием практических действий. Инструментом решения задачи здесь выступает практическое действие, с помощью которого человек не только воздействует на объект или ситуацию, не только реально изменяет их, но и извлекает информацию, необходимую для совершения нового действия. Например, рабочий, ремонтируя прибор, совершает определенные практические операции, помогающие ему понять сущность поломки. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который опирается на представления и образы. Мыслительный процесс здесь протекает в форме умственных действий манипулирования субъективными образами, которые человек получает с помощью восприятия или извлекает из памяти. Они анализируются, сравниваются, обобщаются и т. д. Таким способом человек приходит к пониманию проблемы и решению задачи. Например, решение шахматной задачи, конструирование одежды и т. п. Преимущество этого мышления перед наглядно-действенным заключается в том, что человек имеет возможность решать задачу и получать новую для себя информацию без непосредственного практического контакта с объектом. Поэтому оно и актуализируется в ситуациях, когда нет возможности или необходимости иметь такой контакт с объектом. Образное мышление является уже теоретическим процессом. Оно намного сложнее наглядно-действенного и имеет более высокий уровень развития. Это мышление появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста и остается ведущим у младших школьников.
Словесно-логическое (абстрактно-логическое) — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление протекает в форме логических рассуждений. В некоторых случаях они могут быть развернутыми, хорошо озвученными в речи и четко осознаваемыми. Их можно наблюдать, например, в момент решения очень сложных задач, в процессе доказательства чего-либо, в написанных текстах. Однако чаще всего они являются внутренне речевыми и недоступными для наблюдения извне и даже для самонаблюдения. Поэтому человек осознает лишь готовый результат мышления, а не сам процесс. Такое мышление характерно для теоретической деятельности. Оно называется словесно- логическим потому, что развивается и функционирует на основе речи и в соответствии с правилами логики. Словесно-логическое мышление позволяет раскрыть и понять внутреннюю суть вещей. Его итогом является не образ, а некая мысль, идея, даже далеко не всегда оформленная в речи. При этом, решая те или иные умственные задачи, человек пользуется готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений. Словесно-логическое мышление имеет свои очень богатые и специфические функциональные возможности, что и служит причиной его возникновения и существования у человека. В этом отношении оно значительно превосходит все другие виды мышления и поэтому является ведущим среди них и наиболее распространенным у взрослых и образованных людей.
Эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития, поскольку в своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийноемышление — начальная стадия развития мышления ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию, суждения детей единичные, о данном конкретном предмете (сюда относят наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Понятийное мышление развивается не сразу, постепенно, к нему относят абстрактное мышление, которое представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Формы мышления
Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений.
Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Материальным носителем понятия является слово, значение которого составляет его содержание. Различают общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов. Закономерный путь формирования понятий — это движение от частного к общему, т. е. через обобщение.
Усвоение понятие идет двумя путями: 1) человека специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, специальное обучение служит средством научения «ядрам понятий» (общим понятиям); 2) человеке процессе деятельности самостоятельно формирует понятие, опираясь на собственный опыт, и приобретает «прототипы» (единичные понятия).
Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения образуются двумя способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно — путем умозаключений или рассуждений. В первом случае человек видит предмет и высказывает то, что видит. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят другие суждения. Например, из суждений «Все металлы электропроводны» и «Олово — металл» выводят новое суждение «Олово электропроводно». Такая логическая форма мышления называется умозаключением.
Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления. К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии.
Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Достоверность индуктивного умозаключения достигается за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений. Для того чтобы узнать, тонут ли все металлические вещи, недостаточно опускать в воду такие относительно крупные предметы, как вилка, ложка, нож, т.е. менять характер предмета, оставляя примерно одинаковыми характеристики объема и веса. Кроме этого, необходимо проводить эксперименты и с более мелкими вещами, которые существенно отличаются по своему абсолютному весу и объему от более крупных предметов, но имеют одинаковую с ними плотность и удельный вес, например иголку, кнопку и т. д. Следовательно, для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый нами факт или явление, и установить, меняется ли это свойство или качество в тех единичных случаях, которые мы наблюдали.
Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Благодаря дедукции мы можем использовать знание общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Например, опираясь на знание причин, вызывающих ту или иную болезнь, медицина строит свои профилактические мероприятия по предупреждению данного заболевания.
Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.
Творческое мышление
Творческое мышление возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных задач. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое). Большое значение имеет подсказка или промежуточная задача. Особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
1. Ориентировочные действия, они начинаются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске — возникновение гипотезы. Гипотеза — предположение, проект решения задачи. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности человека.
2. Исполнительные действия сводятся к выбору приемов решения задачи.
3. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет — процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика — это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Задания, которые стимулируют творческое мышление, должны быть нетипичными, необычными для человека. Человек, который решает творческую проблему, должен взглянуть на ситуацию по-новому, стараясь использовать скрытые свойства объектов и непривычные их связи.
Современные исследователи выделяют три этапа творческого процесса:
1) способность к генерации идей. Критерием выступает количество и качество выдвинутых идей;
2) умение проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи. Человек должен найти способы усиления положительных эффектов и минимизации отрицательных;
3) умение сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности. В подобных заданиях необходимо ранжировать имеющиеся факторы по степени важности, т. е. приписать самой лучшей идее порядковый номер один, идее менее вероятной — номер два и т. д.
Научить мыслить творчески можно любого умственно нормального человека. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.
Черты личности, препятствующие проявлению творческих способностей:
1) склонность к конформизму, т. е. не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках;
2) боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих;
3) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем-то негативном и оскорбительном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для проявления творческого мышления;
4) завышенная оценка значимости своих собственных идей. Подобное явление может иметь два исхода. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение;
5) существование двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.
Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие проявлению творчества, необходимо сделать один обобщающий вывод: способность к творчеству должна целенаправленно формироваться в процессе психического развития.

Мышление и интеллект. Структура интеллекта
Слово «интеллект» в переводе на русский язык означает «разумение», «понимание», «постижение». Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие интеллект с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.
Следует отметить, что до настоящего времени единой общепринятой трактовки понятия «интеллект» нет. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека
Интеллект в современной психологической науке связывают с процессом мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятие о предметах и понимание их взаимосвязей. В то же время имеющиеся у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия.
Таким образом, можно утверждать, что мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации. Причем его участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человека исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить. Следовательно, формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этих процессах играет мышление.
В то же время следует учитывать, что возникновение понятия «интеллект» связано с попытками оценить с помощью специальных психологических тестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптация связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного. Кроме того, успешность адаптации зависит также от физиологических и психофизиологических особенностей человека. Поэтому, связывая интеллект с мышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач — областью, которая в определенной степени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.
Таким образом, под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Речь, ее особенности
Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма существования мышления.
Нужно обратить внимание на различия между понятиями «язык» и «речь». Язык — это средство общения между людьми, в языке закрепляется и передается из поколения в поколение обобщенный опыт, накопленный человечеством. Речь же — это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи отражаются не только обобщенные значения слов, но и отношение самого человека к предмету речи и к своему собеседнику. Каждый человек пользуется языком по-разному. Речь может быть лаконичной, сжатой, или образной, логической, или бессвязной, бедной, или богатой в зависимости от умения человека использовать в своей речевой деятельности языковые средства.
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (JL С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.
Функция общения — основная функция речи. В процессе общения речь служит средством воздействия людей друг на друга, вызывает переживания, побуждает к действию или удерживает от него.
Вторая функция — обозначающая функция. Слова в нашей речи всегда что-то обозначают (предмет, действие, отношение). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными, именно тем, что слова имеют предметное значение. Звуки, издаваемые животными, являются лишь средством выражения, но ничего не обозначают. Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство, обусловливают друг друга.
Человеческая речь — основное средство коммуникации в совместной деятельности, которое позволяет использовать язык для указания внешних предметов (индикативная функция речи), их обозначения (сигнификативная функция), называния (номинативная функция).
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением.
Речь — форма существования мысли. Никакие обобщенные знания были бы невозможны без слов. О единстве мышления и речи свидетельствует тот факт, что нарушения деятельности речевых зон больших полушарий ведут к расстройству речи и мышления. Больные с поражением лобных долей мозга не могут выделить главное, связно пересказать текст, приводят отдельные факты, не связанные друг с другом. Но речь не только орудие мышления. Она выражает значительно больше, чем обозначает. Для понимания речи недостаточно только знания значения слов; весьма существенную смысловую нагрузку несут выразительные моменты речи (интонация, ритм, паузы, стилистические особенности), в которых раскрывается ее внутренний смысл, эмоциональный подтекст.
Но речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Речь коррелирует с сознанием в целом.
Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается словами.
В процессе исторического развития возникли и развивались две речевые формы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная, и внутренняя.
Устная диалогическая речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта людей друг с другом. Собеседники связаны общими переживаниями, общей ситуацией. Их речь может быть неразвернутой, неполной, неточной и все же выполнять функции общения, воздействия, сообщения. Понимание речи достигается не одним знанием значения слов, но и дополняется выразительными средствами речи, раскрывающими внутренний смысл речи говорящего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику.
В монологической речи человек использует те же выразительные средства, что и в диалогической, но условия общения здесь другие. Нет непосредственного общения с собеседником, речь говорящего обращена к неоднородной аудитории. Монологическая речь, чтобы быть понятной, должна быть более развернутой, связной и точной, чем диалогическая.
Письменная речь, выполняя функцию общения, обращена к отсутствующему собеседнику. Поэтому, чтобы быть понятной, письменная речь требует от пишущего связного, логического и точного изложения мыслей. В письменной речи не могут быть использованы те выразительные средства, которыми пользуется говорящий человек. Для передачи эмоционального подтекста служат стилистические средства выражения: метафора, инверсия, знаки препинания и т. д.
Функции внутренней речи заключается в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготавливает и обеспечивает его. Внутренняя речь отлична по своей структуре: она свернута, мысль, оформляясь в речи, выражается в отдельных словах и даже частях слов. Поэтому бывает трудно перевести мысль из внутренней речи во внешнюю. Внутренняя речь всегда связана с движениями речевого артикуляционного аппарата, часто совершенно незаметными. Ослабление внутренней речи ведет к нарушению протекания интеллектуальных операций.
Речевые свойства человека не существуют сами по себе — в них проявляются особенности личности.
Тип высшей нервной деятельности, темперамент выражаются в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной окраске. В речи раскрывается направленность личности, ее убежденность, проявляющаяся в силе, логичности доказательств при споре, при изложении своих мыслей. Внутреннее содержание личности, богатство и глубина знаний, острота мысли также проявляется в речи. Такие черты характера, как общительность или замкнутость, уверенность или робость, наглость и многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи.

Развитие речи в онтогенезе
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:
1- й этап — подготовительный — до одного года;
2- й этап — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3- й этап — дошкольный — до 7 лет;
4- й этап — школьный — от 7 до 17 лет.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего — перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
В возрасте около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 — 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 — 11 месяцев появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа: пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам — 10—15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!); к 3 годам — около 1000 слов (т. е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроиз- ношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков «р» и «л», реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, кЗ годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного зву- копроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
К 5 годам жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
— быть психически и соматически (soma (греч.) — тело человека (организма)) здоровым;
— иметь нормальные умственные способности;
— иметь нормальный слух и зрение;
— обладать достаточной психической активностью;
— обладать потребностью в речевом общении;
— иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Теории восприятия речи
В психологии известны три теории восприятия речи — акустическая, моторная (артикуляционная) и теория «анализа через синтез».
Сторонники акустической трактовки восприятия звучащей речи полагают, что речь воспринимается посегментно, при этом каждый шаг (сегмент) в восприятии приводится в соответствие с существующими в долговременной памяти слуховыми образами.
Последователи артикуляционной теории восприятия считают, что слуховые сигналы вызывают встречную моторную реакцию слушающего.
По теории «анализа через синтез» предполагается, что слушающий понимает высказывание тогда, когда может вызвать у себя внутреннее представление о структуре высказывания в целом и о структуре его компонентов (т. е. представить синтаксическую и фонологическую характеристики этого высказывания), а затем сопоставить воображаемое и слышимое. При этом слушающий руководствуется тремя видами правил — грамматическими (правила построения предложений), семантическими (наполняемость моделей соответствующей лексикой) и прагматическими (соотнесенность высказывания с определенной речевой ситуацией). Другими словами, теория «анализа через синтез» предполагает наличие некоторых навыков порождения и при восприятии звучащей речи.
Многие исследователи процесса аудирования вслед за А. А. Леонтьевым признают оптимальной теорию «анализа через синтез», обосновывая это тем, что акустическая теория имеет дело с имитатив- ной речью, а более высокий речевой этап — восприятие спонтанной речи — этой теорией уже не объясняется. Моторная теория ограничивает свои предположения существованием встречной моторной активности органов речи слушающего. Теория «анализа через синтез», включая первые две, дополняет их.
Вербальное и невербальное общение
Невербальное общение — это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов. Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.
Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины), также каки человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку.
А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мехрабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38 %, а за счет невербальных средств — на 55 %.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально- психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.
Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских — согласие. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
Невербальная коммуникация в различных культурах
Традиция использования в общении невербальной коммуникации различна для разных культур. Наиболее экспрессивны в этом отношении южноевропейцы и американцы, наиболее сдержанны представители культур Востока. Восточная культура предполагает внимание к деталям мимики и жестикуляции коммуникатора: японские авторы называют это «телепатической передачей информации». Контакт глаз имеет очень большую эмоциональную нагрузку, и потому жестко нормирован, что позволяет рассматривать эту культуру как «неконтактную».
Западная культура предполагает открытость, широту жестикуляции (южная норма в большей степени, нежели северная), она относится к зрительно контактным культурам. Для русской культуры контакт взгляда имеет высокую коммуникативную и этическую нагрузку, выступая индикатором доверия: «искать в глазах правду». Д. Барнлуид, сопоставив американский и японский стиль поведения, заключает, что японцы могут быть фрустрированы в контакте с американцами их «бесцеремонным» отношением к формальностям, их «нечувствительностью» к статусу, «шокирующими» критическими репликами, любопытными вопросами, «ненатуральной» манерой тактильного контакта.