^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь, воображение

6. Общая характеристика воображения как психического процесса

Воображение — это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Например, с помощью воображения инженер может построить образ будущего сооружения, учитель — представить своих учеников после окончания школы, следователь — схему построения допроса и т. п. Чаще всего результаты воображения представляются в форме субъективных образов, особенно зрительных. Однако они могут иметь и понятийную форму. По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление. Основное отличие воображения заключается в том, что оно актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий. Например, выпускник школы строит в своем воображении картины предстоящих вступительных экзаменов, не располагая почти никакой информацией об этой ситуации. Соответственно и результаты представляются не столь точными, а приблизительными и вероятными. Другая отличительная особенность воображения по сравнению с мышлением — более тесная связь с эмоциями и чувствами. Эмоции стимулируют работу воображения. Мышление же в условиях повышенного эмоционального напряжения вообще перестает работать. Еще одна характерная черта воображения заключается в относительной свободе от логических правил, условий окружающей среды. С его помощью человек может в субъективной форме создавать такие конструкции, существование которых просто невозможно с точки зрения науки и жизненной практики. Например, мифологические или сказочные образы: кентавр, золотая рыбка и т. п.
Воображение присуще только человеку, порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Почти вся человеческая культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения.
На основе воображения осуществляется понимание художественной литературы и многих учебных предметов: литературы, истории, географии, биологии и др. Поэтому оно является очень важным фактором учебной деятельности.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание физиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела. Люди с очень богатым воображением, представляя себе какую- то критическую ситуацию, например угрозу, испытывают учащенное сердцебиение, сбои в дыхании и т. п. У эмоционально неуравновешенных людей неуемная фантазия может вызвать даже некоторые виды заболеваний: например, сердечно-сосудистых или желудочно- кишечных. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазиями. Представления и фантазии оказывают сильное воздействие на психомоторику. Широко известное явление, называемое идеомоторный акт, заключается в том, что отчетливое представление о каком- либо движении вызывает у человека само это движение. Если, например, человек держит на вытянутой руке нить с грузом и представляет себе, что он вращается, то через некоторое время груз и в самом деле начнет вращаться.

Функции воображения
Функции воображения:
1) целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта, направляет его активность на получение желаемого;
2) предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между её элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;
3) комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;
4) замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
5) проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.
Виды воображения
Воображение — это очень сложный и многомерный психический процесс. Основанием его классификации выступают несколько параметров. К ним относятся уровень субъективности (произвольности), степень уникальности, особенности мотивации, модальность (форма) и содержание.
Как одна из форм психической деятельности, воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воображение связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Самопроизвольно рождающиеся образы и сюжеты незаметно увлекают и уносят его в какой-то иной фантастический мир. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы. Непреднамеренное воображение возникает в случае, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики. Произвольное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, то есть примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов. В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни. Реальность пропускается через призму творческого воображения художников, которые по-новому конструируют ее. При создании нового образа человек преобразует, изменяет, соединяет черты известных объектов в необычные сочетания. В этой особенности новых образов и представлений заключаются механизмы воображения. Сущность творческого воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал — глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей.
Основанием следующей классификации воображения являются мотивы, побуждающие человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое.
Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Например, художник-модельер создает образы модной одежды для того, чтобы воплотить их в реальную практику, кулинар придумывает образ праздничного торта для того, чтобы испечь его, и т. п.
Мотивы гедонистического воображения лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практической стороне. Это очень характерно для подлинных художников, ученых, писателей, музыкантов. Нередко бывает так, что их творения не находят общественного признания и не приносят им ни материального благополучия, ни славы. Тем не менее это не служит преградой для творчества. Но чаще всего движущей силой гедонистического воображения представляются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по каким-то причинам (внутренним или внешним) не могут быть удовлетворены, по крайней мере в ближайшем будущем. Например, молодой человек не осмеливается объясниться в любви, заурядный актер жаждет славы и т. д. Воображение выступает в подобных случаях как иллюзорный способ удовлетворения соответствующих потребностей и мотивов. Субъект погружается в безудержные фантазии, мечты и грезы, рисуя для себя картины, где он успешно объясняется в любви, купается в успехе и славе и т.п. Такие фантазии имеют очень важное значение для человека как механизм психологической защиты, поскольку они действительно приводят к частичному удовлетворению значимых личностных потребностей и мотивов и снижению внутренней напряженности. Они очень характерны для подросткового и юношеского возраста. Однако чрезмерное увлечение ими приводит к своеобразному уходу личности в свой внутренний иллюзорный мир и мешает полноценному развитию и социальному бытию.
Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение. Наиболее распространенным из них является зрительное воображение. Особенно хорошо оно развито у художников. Слуховое воображение реализуется на основе слуховых образов. Оно необходимо музыкантам: композиторам, певцам, исполнителям. Осязательное воображение у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием. Обонятельное и вкусовое воображения «обслуживают» пищевую потребность. Чаще всего они актуализируются в моменты ее обострения. Они имеют важное значение в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустаторы, повара и т. п. В реальной жизни воображение далеко не всегда представляется «чистым» по форме, т. е. либо зрительным, либо слуховым, либо осязательным и т. п. Модальность воображения очень индивидуальна. Это необходимо учитывать в практической работе с людьми. Например, ученики с ведущим зрительным воображением значительно хуже усваивают информацию, представленную им в другой форме. Как правило, они стараются перевести ее в зрительную модальность. Если учитель не будет учитывать этого, то он не сможет обеспечить полноценное усвоение материала.

Связь мышления и воображения
Воображение тесно связано с мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.
Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Приемы воображения
Создание образов воображения проходит два основных этапа: 1) происходит расчленение впечатлений, имеющихся представлений на составные части. Анализ позволяет выделять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные; 2) синтез — создание образов, которые могут быть поставлены в новые сочетания и связи и им может быть придан новый смысл.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в следующих формах.
Агглютинация (комбинирование) — прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе, в результате чего вновь созданный в субъективном плане объект обретает соответствующие свойства и функции исходных. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы, например, русалка, избушка на курьих ножках и т. п. Прием используется и в техническом творчестве.
Аналогия — это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. При использовании этого метода сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта и отношения между признаками, но изменяются какие-то отдельные элементы. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки и т. д.
Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Например, образ Гулливера, мальчика с пальчик, многоголового дракона и другие сказочные образы.
Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения достаточно хорошо выражены определенные черты характера, то писатель может их еще больше выделить. Данный прием широко используется писателями, художниками, скульпторами и режиссерами. Например, на его основе создаются шаржи и карикатуры.
Типизация — это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Последний напоминает исходные образы, но, тем не менее, представляет собой нечто принципиально другое. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей. Например, образы литературных персонажей.
Схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
Приемы творческого воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.


Контрольные вопросы
1. Какие виды классификаций ощущений вы знаете?
2. Охарактеризуйте понятия «синестезия» и «сенсибилизация».
3. Что общего и в чем различие между ощущением и восприятием?
4. В чем разница между иллюзией восприятия и нарушением восприятия (галлюцинацией)?
5. Может ли жизненный опыт человека оказывать влияние на восприятие?
6. Какие существуют классификации видов памяти?
7. Опишите законы функционирования памяти.
8. Как тренировать свою память?
9. Охарактеризуйте основные мнемотехнические приемы.
10. В чем сущность основных мыслительных операций?
11. Проведите сравнительный анализ видов мышления.
12. Каковы способы решения мыслительных задач?
13. В чем различие репродуктивного и творческого мышления?
14. Какова сущность воображения в познавательной деятельности человека? Назовите виды воображения.