^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Методология и методы в психологии

1. Понятия методологии, метода и методики. Общая и специальная методологии.
2. Методы психологических исследований, их классификация.
3. Основные методологические принципы психологии.
4. Социально-психологический тренинг делового общения и взаимодействия: понятие, цели, задачи и принципы.

Современная научная психология получает знания на основе совокупности научных методов, которые носят как общенаучный, так и специфический психологический характер. При этом важно различать понятия «методология», «метод» и методика».
Методология - это общая система принципов и способов организации научного исследования; определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Т.е. методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем; методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Например, отечественная психология опирается на методологические принципы: принцип развития, принцип детерминизма (обусловленности психических явлений), принцип единства сознания и деятельности и т.д.
Методология определяет методы исследования - совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. В психологии, в частности, используются, как объективные, так и субъективные методы исследований: эксперимент, моделирование, наблюдение и самонаблюдение и пр.
Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил проведения конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя.
Выделяют следующие черты научного исследования:
• научное исследование имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;
• в научном исследовании дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление принципов, формулирование гипотез или законов) познавательные задачи;
• для научного исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку отработаны процедуры проверки гипотез;
• цель научного исследования - не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их.
Краткое суммирование этих отличительных черт приводит к трем основным: получение тщательно собранных данных, объединение их в принципы, проверка и использование этих принципов в предсказаниях.

Методы психологических исследований

Весь набор методов можно подразделить на 4 группы:
1. Методы организации психологического исследования. К ним относят: метод лонгитюдных исследований (лонгитюд); метод поперечных срезов; сравнительный метод.
2. Методы сбора данных (эмпирические методы): наблюдение; эксперимент; опрос; тестирование; изучение документов; моделирование; биографический метод.
3. Методы математической обработки полученных данных.
4. Методы практического психологического воздействия: психологические тренинги, игры, дискуссии и пр., которые применяются, прежде всего, в практической психологии.

Основные методологические принципы психологии

Принцип детерминизма: поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
Системно-структурный принцип: любые психические явления
должны рассматриваться как целостные процессы, воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.
Принцип развития (генетический принцип): при исследовании психологических явлений и личности человека необходимо выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза; позволяет рассматривать личность в процессе постоянного совершенствования.
Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий: внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
Принцип активности сознания личности: личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального.
Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг получил широкое распространение в психологической практике и активно используется для повышения эффективности деятельности организаций в целом, а также отдельных руководителей, менеджеров, консультантов, в работе с детьми, родителями и т.д.
Основная цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности.
В отечественной психологии проблемам социально-психологического тренинга посвящены работы Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Г.А. Ковалева, Н.Ю. Хрящевой и др.
В последнее время часто пользуются следующим определением тренинга: это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (С. И. Макшанов).
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне либо установок, либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов:
1. Принцип активности опирается на известную психологическую идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции: в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
3. Принцип осознания поведения: в процессе реализуется механизм обратной связи, который бы позволяет участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.
4. Принцип партнерского общения: в группе создается атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Ядром тренинга являются ситуационные (деловые) и позиционные (ролевые) игры, которые, прежде всего, формируют (корректируют) мировоззренческие и деятельностные ценностные установки участников тренинга. 
Задания для самостоятельной исследовательской работы
1. В научной и учебной литературе по психологии приводятся различные способы классификации методов психологических исследований. Найдите и сравните 2-3 способа классификации методов; напишите, какая из найденных Вами классификацией кажется наиболее удобной и почему.
2. Изучите виды и особенности применения различных методов научного психологического исследования.
3. Самостоятельно изучите вопрос: «Роль и значение психологических знаний для моей будущей профессиональной деятельности (менеджера сферы сервиса, социального работника, журналиста и т.д.)».

Практические задания

Задание 1. Внимательно изучить «Карту наблюдений».

Проведите наблюдение за работой продавца книжного магазина в течение 20-30 минут. Заполните «Карту», ставя значок в той части шкалы, которая соответствует поведению наблюдаемого продавца. При этом учитывается, насколько ярко выражен оцениваемый аспект, а также насколько часто этот аспект проявляется. Если возникли сомнения, продолжить наблюдение.
Обработка результатов. Подсчитать количество баллов по каждому из разделов. Выведите общую оценку профессионализма наблюдаемого продавца.
Протокол наблюдения за работой продавца книжного отдела

Безупречный внешний вид

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Неряшлива, неопрятна

Доброжелательное выражение лица

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Недоброжелательное выражение лнца

Добрая улыбка

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Не улыбается

Приветствует покупателей

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Не замечает покупателей

Устанавливает контакт с покупателем

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Никак не обращается к покупателю

а) Установление контакта с покупателем

При общении с покупателем продавец ведет себя как радушный хозяин

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

При общении с покупателем либо заискивает, либо держится свысока

Все покупатели охвачены вниманием продавца

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Покупатели остаются без внимания

Умело снимает раздражение и недовольство покупателя

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Не умеет снять раздражение и недовольство клиента

Спокойно и доброжелательно реагирует на негативы со стороны покупателей

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Отвечает агрессией на негативы со стороны покупателей

С готовностью подает книги

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

Подает книги с неохотой

Дешифратор к карте наблюдений:
от 10 до 20 баллов - потенциальный уровень профессионализма;
от 21 до 30 баллов - основной уровень профессионализма;
от 31 до 40 баллов - оптимальный уровень профессионализма.


Задание 2. Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина)
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 82-86.


Назначение. Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных студентов.
Инструкция. Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.
Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним - свой ответ в буквенной форме.
Опросник
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете? а) Обойду, не потревожив.
в) Отодвину и пройду.
с) Смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело?
в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.
с) Подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо, Что делаете?
а) Тороплюсь в школу (на работу).
в) Если попросят о помощи, не откажу.
с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
а) Предложу свою помощь.
в) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.
с) Если попросят, я, конечно, помогу.
5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?
а) Выражаю сожаление, конечно.
в) Оборачиваюсь, предлагаю уступить.
с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?
а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами, в) Ничего, жизнь вообще несправедлива, с) Вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете? а) Они мои, раз я их нашел,
в) Завтра спрошу, кто потерял, с) Может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) На шпаргалки, конечно, или на везенье. в) На усталость экзаменатора - авось пропустит, с) На себя самого, свои знания.
9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать? а) Найду что-нибудь рядом с домом.
в) Поищу высокооплачиваемую работу, с) Выбирать стану творческую работу.
10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете? а) Неизвестные красоты нашей страны,
в) Экзотические страны, с) Богатые страны.
11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?
а) Поболтаюсь немного, потом видно будет. в) Ухожу домой, конечно. с) Присоединюсь к кому-нибудь.
12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?
а) Соглашаюсь с благодарностью.
в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.
с) Отказываюсь решительно.
13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?
а) Забываю про него, вспомню, если скажут.
в) Выполняю, разумеется.
с) Ищу причины, чтобы дать отказ.
14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете? а) Да, непременно - всем друзьям и знакомым,
в) Не знаю, скажу, если случай подвернется, с) Нет, пусть каждый живет, как хочет.
15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?
а) Прошу поручить мне.
в) Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру. с) Ничего не делаю, пусть будет, как будет.
16. Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?
а) Еду на дачу, как было договорено. в) Не еду, конечно. с) Спрошу друга, что скажет,
17. Вы решили завести собаку. Что вас устроит? а) Бездомный щенок.
в) Взрослый пес с известным нравом. с) Щенок редкой породы с родословной.
18. Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?
а) Напоминаю о праве на отдых, в) Соглашаюсь, с) Как все, так и я.
19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете? а) Отвечаю тем же.
в) Не замечаю, это не имеет значения. с) Разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что! делаете?
а) Играю.
в) Разумеется, не играю. с) Приятно, что хвалят, но увиливаю.
21. Задумали принять гостей, Чем озабочены? а) Угощениями, конечно,
в) Программой общения, с) Ничем - они же мои друзья,
22. Школу закрыли на карантин. Как реагируете? а) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.
в) Создаю программу самостоятельных занятий. с) Живу в ожидании новых сообщений.
23. Вам подарили красивую авторучку. Два парня требуют отдать им ее. Что делаете?
а) Отдаю - жизнь дороже, в) Постараюсь убежать от них. с) Подарков не отдаю.
24. При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете? а) Мне неудобно, слегка завидую.
в) Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются. с) Меня не касается, ничего не чувствую.
25. Наступает Новый год. О чем думаете? а) О подарках, конечно, и о елке,
в) О новогодних каникулах, с) О новом этапе своей жизни,
26. Какова роль музыки в вашей жизни? а) Нужна для танцев,
в) Является фоном жизни, с) Возвышает душу.
27. Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома? а) Снятся родные места.
в) Лучше, чем дома.
с) Не знаю, надолго не уезжал.
28. Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач? а) Нет, если мои дела идут хорошо,
в) Да, и постоянно, с) Не замечал.
29. Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете? а) Отбираю интересные книги, приношу.
в) У меня нет книг, ненужных мне.
с) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.
30. Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?
а) Безусловно, могу.
в) Нет, на свете так много интересного.
с) Не знаю, не считал.
31. Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?
а) У этого человека была своя выгода. в) Повезло прославиться.
с) Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться. Обработка и интерпретация результатов
Обработка производится с помощью ключа:

1.

А

6.

В

11.

В

16.

А

21.

А

26.

А

2.

А

7.

А

12.

А

17.

С

22.

А

27.

В

3.

А

8.

В

13.

С

18.

А

23.

А

28.

А

4.

В

9

В

14.

С

19.

С

24.

А

29.

В

5.

А

10.

С

15.

А

20.

В

25.

А

30.

А

 

31.

А

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

1.

В

6.

С

11.

С

16.

В

21.

В

26.

С

2.

С

7.

В

12.

С

17.

А

22.

В

27.

А

3.

С

8.

С

13.

В

18.

В

23.

С

28.

В

4.

А

9

С

14.

А

19.

В

24.

В

29.

А

5.

В

10.

А

15.

В

20.

А

25.

С

30.

В

 

31.

С

Маргинальная

1.

С

6.

А

11.

А

16.

С

21.

С

26.

В

2.

В

7.

С

12.

В

17.

В

22.

С

27.

С

3.

В

8.

А

13.

А

18.

С

23.

В

28.

С

4.

С

9

А

14.

В

19.

А

24.

С

29.

С

5.

С

10.

В

15.

С

20.

С

25.

В

30.

С

 

31.

В

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие - 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей:
24 балла и выше - высокий уровень;
14-23 балла - средний уровень;
13 баллов и менее - низкий уровень.
Ориентация на личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с
другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.


Задание 3. Упражнение на развитие партнерского взаимодействия.
Источник. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, 2006.


Упражнение выполняется в парах. Преподаватель предлагает каждому студенту выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных (наименее знакомого члена группы).
Инструкция: «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, буду следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится.
Задание 1. В течение четырех минут молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Каждому из вас дается четыре минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой...» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, например: добрые глаза, умный взгляд и т. п. Сначала один говорит четыре минуты, другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам, когда надо будет поменяться ролями.
Задание 3. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собеседник) был,с вашей точки зрения, когда ему было пять лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.
После того как первая пятиминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение одной минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что в его жизни было совсем не так.
Далее пять минут для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает одну минуту для обратной связи.
Задание 4. Каждому из вас дается пять минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»
После выполнения всех четырех заданий участники садятся в круг, и каждому дается одна минута, в течение которой надо представить своего партнера группе как человека, с которым всем вместе предстоит провести пять дней.
Данное упражнение дает самые разные возможности для его обсуждения. После его завершения группе можно задать вопросы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Выполнение какого из четырех заданий у вас вызвало наибольшие трудности?», «Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?» и т. д.
В результате проведения этого упражнения улучшается групповая атмосфера, существенно сокращается дистанция между участниками группы. В то же время рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет обсудить 1) значение контакта глаз в ходе общения; 2) трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личностные особенности; 3) стремление перенести свой опыт на другого человека, приписывая ему то, что свойственно прежде всего нам самим и т. д.

Темы рефератов
1. Основные методологические принципы психологии, их значение для психологической практики.
2. Различные подходы к классификации методов психологических исследований.
3. Наблюдение как метод исследований в психологии: особенности применении и виды.
4. Эксперимент как метод исследований в психологии: особенности применении и виды.
5. Опрос как метод исследования в психологии: особенности применении и виды.
6. Психологическое тестирование как метод исследования в психологии: особенности применении и виды.
7. Моделирование как метод психологического исследования.
8. Структура и психотехнологии социально-психологического тренинга.
9. Функции социально-психологического тренинга: оценочная, планирующая, обучающая, корректирующая функция.
Источник: Психология: учебное пособие / И. Н. Пашковская, Е. Ю. Шемякина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 107 с