^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Понятие личности в психологии

1. Понятие личности в психологии.
2. Понятие самооценки, самопознания, саморегуляции.
3. Понятие темперамента. Типы темперамента.
4. Социальные установки и поведение личности.
5. Социальные стереотипы, их виды и функции.
6. Социальные статусы и социальные роли.

В наиболее широком смысле психология представляет личность человека как целостность, взаимопроникающую совокупность биогенных, психогенных и социогенных факторов. Человек представляет собой сложный сплав биологических, психологических, социальных и духовных качеств. Для того, чтобы изучение человека было адекватно его природе, психология разделяет понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозначить социальную сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Развитие и становление личности в гуманистической психологии рассматриваются как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализации своих возможностей.
Самопознание.
Внимательное, заинтересованное отношение к себе: своим желаниям, чувствам, мыслям и поступкам - первый шаг в самопознании. Вторым шагом является самоисследование, которое может быть проведено, например, с использованием содержащихся в данной книге методов и тестов. Обобщение результатов самонаблюдения и самоисследования, а также обдумывание возможных перспектив своего развития, ответ на вопрос: «Каким я хочу увидеть себя в будущем?» - третий шаг в самопознании. Сделав его, мы возвращаемся к началу, так как самопознание - процесс бесконечный, и мы можем узнавать о себе все больше и больше.
Саморегуляция - это забота о себе, обеспечивающая продолжение пути саморазвития с опорой на осознанный выбор решений, свободную волю и полную ответственность.
Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка развивается в процессе становления личности, обобщения индивидуального опыта.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности - в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.
С точки зрения личностного роста самооценка имеет огромное значение, так как отражает изменения, происходящие с человеком в процессе его жизни. Развитие самооценки связано с формированием единства и целостности личности. На каждом новом этапе ее становления самооценка, с одной стороны, отражает уже достигнутый личностью уровень, а с другой - способствует ее дальнейшему развитию.
Одним из условий развития личности является гибкость в самооценке, которая обеспечивается умением пересматривать ранее возникшую систему ценностей в результате приобретения нового опыта.
Я-концепция. Представления человека о самом себе в социальном мире целиком и полностью определяются так называемой «Я- концепцией». Я-концепция личности представляет собой то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает свои действия. Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я»; составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. Тот аспект Я, который наиболее подходит для какой-либо частной ситуации и направляет поведение человека, называется действующей Я-концепцией.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него другими людьми, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Причем, эти представления, как правило, кажутся индивиду убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются истинными или ложными.
Существуют разные подходы к пониманию структуры Я-концепции. Например, У. Джемс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Можно выделить, по крайней мере, три основных модальности самоустановки: реальное Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каков он на самом деле;
- зеркальное (социальное) Я: установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие;
- идеальное Я: установки, связанные с представлениями о том, каким бы он хотел стать.
Д. Майерс добавляет еще одну модальность:
- возможное Я: установки, связанные с представлениями о том, каким боится стать в будущем.
Социальные убеждения и суждения - важнейший фактор, определяющий социальное поведение личности в тех или иных жизненных обстоятельствах. В значительной степени поведение определяется тем, как личность интерпретирует (объясняет) поведение окружающих: от этого зависят ее реакции и решения относительно других людей.
В соответствии с теорией каузальной атрибуции (теория приписывания причин поведения), объясняя поведение других людей, мы приписываем причину действий либо внутренней природе человека (свойствам его характера, мотивам, установкам), либо внешним ситуациям. В обыденных интерпретациях люди часто не принимают в расчет иные возможные причины поведения, если уже какие-то правдоподобные из них известны.
Психологи установили, что люди нередко приходят к заключению, будто намерения и внутренняя природа другого человека соответствуют его поведению - это утверждается в теории соответствующих предположений (или теория предубеждения соответствия).
Немало интересного выявлено и в том, что касается распространенных ошибок, связанных с феноменом приписывания. Так, фундаментальной ошибкой атрибуции является тенденция наблюдателя объяснять поведение другого скорее его личностными особенностями (личностная атрибуция) и недооценивать ситуационную составляющую. Однако, при оценке своего собственного поведения, все происходит наоборот: мы объясняем свое поведение скорее с точки зрения ситуации (ситуационная атрибуция).
Интерпретация событий самым непосредственным образом зависит от имеющихся у индивида убеждений, и этим можно успешно пользоваться для манипулирования интерпретациями. Иначе говоря, если у нас есть убеждение, оно влияет на то, как мы воспринимаем всю другую, относящуюся к делу, информацию.
Социальные стереотипы - относительно устойчивые и упрощенные образы социальных объектов - групп, событий, явлений и пр. Стереотипы - это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в социуме, очень часто предвзятых. Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.
Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т.д.
Социальные статусы и роли. Статус определяет обязанности, права и привилегии человек, его положение внутри социальной системы. Статус есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик и субъективного восприятия его другими членами группы.
Социальный статус обеспечивает права и возможности, но одновременно и ко многому обязывает. Статусы могут быть постоянные и временные, прирожденные, приписываемые и достигаемые, низкие и высокие, а также личные.
Прирожденный статус человек приобретает автоматически при рождении, и позже его необходимо признают в социуме независимо от личных усилий человека: пол, раса, принадлежность к той или иной фамилии. Приписываемые статусы появляются благодаря определенному стечению обстоятельств (например, при заключении брака). Достигнутый статус приобретается личными усилиями человека. Таковы статусы, определяемые должностью (руководитель отдела), званиями (полковник, генерал, академик, народный артист и пр.). Личный статус - положение, которое человек занимает в группе в зависимости от того, как оцениваются его личностные качества. Разумеется, личный статус связан с социальным статусом: чем выше социальный статус, тем большего достоинства, порядочности, честности и пр. ждут от человека, и тем более он уязвим.
Каждый статус требует и дает возможность выполнения социальных ролей.
Социальная роль чаще всего определяется как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением какой-то деятельности.
Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.
Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением практически не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, особенно важно соответствие роли интересам и потребностям личности. Индивид, не оправдавший ожиданий, вступает в конфликт с социумом и навлекает на себя общественные и групповые санкции.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт - переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.
Возможны следующие конфликты:
- внутриличностный: требования, предъявляемые к личности в разных социальных ролях (или внутри одной роли) противоречат друг другу;
- внутриролевой: разные участники взаимодействия выдвигают противоречивые требования к исполнению социальной роли;
- инновационный: противоречия между ранее сформировавшимися ценностными ориентациями и требованиями актуальной ситуации и др.
Перемена ролей также является важным моментом ролевого поведения. Так, Дж. Морено утверждал, что:
- смена ролей часто является средством социализации и самоинтеграции;
- смена ролей улучшает восприятие и понимание ролей других людей;
- смена ролей наиболее эффективна, когда психологическая дистанция между людьми невелика;
- смена ролей приводит к уменьшению зависимости ребенка от родителей;
- смена ролей является незаменимым средством научения и обучения;
- чем больше ролей человек играет в жизни, тем больше его способность к перемене ролей.
Одним из наиболее значимых свойств личности является темперамент. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).
Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.
Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.
К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:
1. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
2. «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
4. «Не навреди». Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

Практические задания

Задание 1. Тест самооценки Манастер-Корзини в переводе и адаптации Е. В. Сидоренко.
Источник. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. - СПб.: Речь, 2002.


Инструкция: «Оцените себя по следующим шкалам. Каждая из этих пяти линий - непрерывная процентная шкала. 50% - среднее значение по каждой шкале.
1) Оцените в целом свою успешность как личности в сравнении с другими людьми той же группы, к которой принадлежите вы сами.
2) На второй шкале отметьте, как, по вашему мнению, вас в целом оценивают другие люди. Например, вам кажется, что у вас 50%, но вы думаете, что знающие вас люди могут оценить вас на 70%.
3) Теперь оцените, пожалуйста, каким мог бы быть ваш абсолютный максимум, если бы в вашей жизни были все возможности для достижения целей.
4) Теперь оцените себя в будущем: какая самооценка, на ваш взгляд, у вас будет через пять лет?
5) Наконец, отметьте, в какой точке, вы хотели бы находиться уже сейчас - какая точка должна быть вашей?»
Как правило, на выполнение задания отводится 5 минут, оно обязательно выполняется письменно.

 

Общая
оценка

Оценка
других

Ваш
максимум

Вы через 5 лет

Где бы Вы хотели быть

100%

 

 

 

 

 

90%

 

 

 

 

 

80%

 

 

 

 

 

70%

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

Уровень самооценки определяется по величине расхождения между оценками на первой линии («Как вы видите себя в целом») и на пятой линии («Где бы вы хотели быть»). Если, например, оценили студент оценил себя на 50%, а хотел бы быть на уровне 60%, то эта небольшая разница может означать, что есть ощущение легкой степени недостаточности, неудовлетворенности собой; но если самооценка 50%, а хотелось бы быть на уровне 90%, то, скорее всего, достаточно сильная неудовлетворенность собой. Следует, однако, иметь в виду, что два различных человека, оценив себя на 30% ниже желаемого уровня, могут отнестись к этому по-разному: один будет принимать это философски, а другому будет казаться, что это катастрофа. Следовательно, наиболее важно не то, какого уровня достиг человек в действительности по каким-то объективным критериям, и не то, какой уровень он субъективно считает для себя достигнутым, а то, как он реагирует на ощущаемое расхождение. В этом и проявляется регулирующая роль самооценки в процессе роста и развития личности.


Задание 2. Личностный опросник Г. и С. Айзенк. (Тест на темперамент EPI)
Источник. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003.


Инструкция: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который придет вам в голову. Отвечайте на вопросы теста Айзенка быстро и точно. Помните, что нет хороших или плохих ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте “да“, если не согласны - “нет“.


Опросник
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком
ротивоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего- либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем- либо?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?


Ключ к тесту


Экстраверсия - интроверсия:
• «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
• «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):
«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:
• «да» (+): 6, 24, 36;
• «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Обработка результатов теста
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
• больше 19 - яркий экстраверт,
• больше 15 - экстраверт
• 12 - среднее значение,
• меньше 9 - интроверт,
• меньше 5 - глубокий интроверт.
Нейротизм:
• больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
• больше 14 - высокий уровень нейротизма,
• 9 - 13 - среднее значение,
• меньше 7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь:
• больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
• меньше 4 - норма.
Интерпретация результатов теста.
Г. Айзенк описал четыре категории людей на основе выраженности двух независимых параметров. Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким или низким уровнем стабильности и нейротизма.
• Интроверт - стабильный. Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.
• Интроверт - нейротичный. Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, тихий.
• Экстраверт - стабильный. Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.
• Экстраверт - нейротичный. Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.
«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Источник: Психология: учебное пособие / И. Н. Пашковская, Е. Ю. Шемякина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 107 с