^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Психология общения и взаимодействия

1. Понятие общения в психологии.
2. Коммуникативная сторона общения.
3. Перцептивная сторона общения и эффекты межличностного восприятия.
4. Интерактивная сторона общения и различные подходы к пониманию структуры взаимодействия.
5. Социальные мотивы взаимодействия.
6. Коммуникативные умения при работе с клиентом.

Общение является одной из важнейших потребностей человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Связь человека с другими людьми является способом его существования; человек становится человеком только в общении.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Специфика общения состоит в том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей.
В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель, средства. Содержанием общения может быть не только информация, но и эмоциональное состояние, мотивы, потребности. К целям общения можно отнести установление контакта, обмен сообщениями, стимулирование активности партнера, оказание на него влияния, координация совместной деятельности и т. д. Среди средств общения можно выделить вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, позы, интонации и т.д.).
Общение включает в себя три стороны: 1) обмен информацией (коммуникацию), 2) взаимодействие (интеракцию), 3) восприятие (перцепцию) и понимание другого человека.
Коммуникативная сторона общения связана прежде всего с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами.
Коммуникативная сторона общения связана прежде всего с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами. Такое общение реализуется с учетом отношений между людьми, их установок, целей, намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Коммуникация происходит как на вербальном, так и на невербальном уровне. При анализе вербального общения необходимо учитывать, что процесс словесного оформления мыслей, их высказывания коммуникатором, восприятия, понимания и запоминания реципиентом (собеседником) связан с потерей, искажением передаваемой и воспринимаемой информации. Величину потерь (а она по данным психологов достигает 75%) можно сократить за счет: 1) точности, недвусмысленности, немногословности высказываний; 2) повышения культуры речевого общения; 3) учета личностного смысла, вкладываемого в сообщение; 4) установления обратной связи, которая заключается, в частности, в перефразировании услышанного и его уточнении.
В психологии общения известны следующие эффекты межличностного восприятия: эффект первого впечатления, эффект новизны, эффект бумеранга, эффект ореола, фактор привлекательности, стереотипизация и другие.
Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, с воздействием партнеров друг на друга. В психологии выделяют различные подходы к пониманию структуры взаимодействия:
1. Кооперация - координация (упорядочение, комбинирование, объединение) единичных сил участников взаимодействия для достижения совместной цели.
Конкуренция - стремление к достижению собственных (индивидуальных, групповых) целей, интересов в условиях противоборства (столкновения, конфликта) с другой стороной, добивающейся этих же целей, интересов, но исключительно для себя. Конкуренция так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет препятствия для нее.
2. Взаимодействие, ориентированное на понимание - включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других, а также представление о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности.
Взаимодействие, ориентированное на контроль - основано на стремлении управлять, контролировать ситуацию и поведение других, на желании доминировать во взаимодействии.
3. Трансактный анализ рассматривает взаимодействие партнеров в связи с занимаемой ими позицией (эго-состоянием) “Родителя”, “Ребенка” или “Взрослого”. Вступая в общение, человек занимает одну из этих позиций. “Родитель” проявляется в чрезмерной критике, контроле, запретах, догмах, в применении санкций, часто некритически усвоенных индивидов в детстве. “Ребенок” содержит в себе аффективные комплексы, связанные с теми или иными людьми, предметами. В этом эго-состоянии человеку присущи спонтанные реакции радости или огорчения, послушания или бунта, творчества или разрушения. В состоянии “Взрослого” человека рационально оценивает ситуацию, проявляет компетентность, независимость, стремится к эффективному поведению. Выделяют четыре типа взаимодействия:
- Императивное взаимодействие - авторитарная, директивная тип взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его действиями, мыслями, поступками. При этом цель взаимодействия - принуждение - не скрывается.
- Манипулятивное взаимодействие - тип взаимодействия, при котором изменение поведения, мыслей, чувств партненра достигается скрытым способом, против его желания.
- Диалогическое (гуманистическое) взаимодействие - равноправное («субъект-субъектное») взаимодействие, имеющее целью самопознание, взаимное познание и решение проблемы паритетным образом.
- Ритуальное взаимодействие - задается определенной культурой, традициями, обычаями людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, и имеет целью подтверждение своей социальной роли, своей принадлежности к данной группе.
Люди вступают во взаимодействие с другими по различным социальным мотивам (Ч. Макклинток):
- максимизация результата взаимодействия (выигрыша) - кооперация;
- максимизация собственного выигрыша (индивидуалистический мотив взаимодействия);
- максимизация собственного выигрыша относительно выигрыша другого (конкуренция);
- максимизация выигрыша другого (альтруизм);
- минимизация выигрыша другого (агрессия);
- минимизация различий в выигрыше (равенство).
Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг друга)
связана с формированием целостного образа личности собеседника на основе оценки его внешнего вида и поведения. В этот образ включают не только физические и поведенческие характеристики партнера, но и представления о его намерениях, мыслях, установках, эмоциональном состоянии, способностях и т.д. От точности зависит успех общения и согласованность действий.
В психологии общения известны следующие эффекты межличностного восприятия:
> эффект первого впечатления: часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие впечатления о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные;
> эффект новизны: последняя, т. е. более новая информация о знакомом человеке оказывается наиболее значимой;
> эффект бумеранга: при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что:
- подорвано доверие к источнику информации;
- передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;
- субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у аудитории;
> эффект ореола - проявляется в том, что первоначальное общее благоприятное (или неблагоприятное) впечатление о человеке приводит к позитивным (соответственно - негативным) оценкам его поведения, поступков, личностных свойств;
> фактор привлекательности - заключается в том, что под влиянием приятной (или неприятной) внешности человека появляется склонность переоценивать (или, соответственно, недооценивать) его личностные, интеллектуальные, деловые характеристики;
> фактор превосходства - может привести к ошибке неравенства: превосходящего нас по какому-либо параметру человека мы склонны оценивать более положительно, чем если бы он был нам равен, и наоборот;
> фактор отношения к нам проявляется в склонности выше оценивать тех людей, которые относятся к нам с симпатией, чем тех, которые к нам не расположены;
> стереотипизация - относительно устойчивое и упрощенное восприятие (оценка) человека, возникающее в условиях дефицита информации или же целей и интересов других индивидов или групп.
Для достижения лучшего взаимопонимания в общении можно использовать следующие механизмы:
- идентификация - отождествление себя с другим, уподобление ему;
- эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в переживания другого человека;
- рефлексия - осознание того, как партнер по общению воспринимает нас.
Коммуникативные умения при работе с клиентом. При построении взаимоотношений с клиентом в сфере сервиса должны проявляться следующие умения: умения говорить, слушать, слышать, понимать; умение обеспечивать принятие передаваемой информации; умение осуществлять коммуникативный контроль, рефлексировать, проявлять гибкость стиля общения.
Умение говорить включает в себя: свободное владение языком; точное формулирование своих мыслей; изложение языком, доступным клиенту; ориентация на реакцию клиента; плавность, напряженность речи и пр.
Умение слушать включает в себя: нерефлексивное слушание (т.е. внимательное молчание без вмешательства в речь клиента с помощью реплик, замечаний и пр.); отказ от дачи советов клиенту; подтверждающие общение (короткие реплики «Да!», «Интересно», «Продолжайте!»).
Типичными ошибками слушания являются: правильное понимание, но ложная интерпретация; поспешные возражения, перебивания, поспешные выводы; отсутствие внимание.
Умение понимать означает способность постигать содержание, смысл, значение передаваемой клиентом информации. Основными принципами взаимопонимания являются: владение языком, понятным клиенту; Соответствие уровня общения уровню интеллектуального развития клиента; логичность и последовательность изложения и пр.
Обеспечение принятия передаваемой информации непосредственно связано с непротиворечием речи работника сервиса установкам и взглядам клиента; а также с положительным эмоциональным отношениями между ними. Если противоречия обнаруживаются, их необходимо устранить разъяснениями и боле полным обоснованием позиции.

Практические задания

Задание 1. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В. В.Бойко).
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - с. 132-134.


Назначение. Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои ответы - «да» или «нет».
Опросник
1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или я не хочу этого делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь от резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я думаю, что мой характер - не подарок.
17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что думаю о нем.
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе - в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
26. Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
27. У меня острый язык - палец мне в рот не клади.
28. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
31. Я часто ругаюсь в очередях.
32. Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю.
33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).
37. В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
38. Я человек резкий или очень категоричный.
39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.
44. Бывает, я по нескольку дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.
45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
47. Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика.
48. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость
51. Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.
54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.


Обработка данных
Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности,
Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45;
Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47;
Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;
Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;
Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55,


Интерпретация данных
Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (от 0 до 8 баллов) обычно свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.
Невысокий уровень агрессии (9-20 баллов) отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно бывает обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом, возможно, нет необходимости).
Средний уровень агрессии (21-30 баллов) обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии (от 31 до 40 баллов}. К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации.
Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у окружающих.


Задание 2. Опросник коммуникативно-характелогических тенденций Т. Лири
Источник. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - С. 125-132.


Назначение. Данная методика, созданная Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г., позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, проблематичности во взаимоотношениях руководителя и подчиненного и т. д.
Инструкция. Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).
Опросник
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
19. Охотно подчиняется
20. Уступчивый
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Одобряющий
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
47. На него трудно произвести впечатление
48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Не уверен в себе
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлобленный
78. Жалобщик
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102. Тщеславный
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный,
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
115. Отличается чрезмерной готовностью
116. Мягкотелый
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой


Ключ

Номер
октанта

Номер вопроса

I

3

10

11

19

20

22

24

30

 

33

40

50

64

83

86

105

113

II

2

12

16

28

32

47

56

69

 

72

74

78

79

93

104

118

123

III

5

15

17

37

52

53

54

63

 

66

99

106

108

115

116

120

128

IV

4

6

34

35

38

51

57

59

 

60

62

88

89

90

тро

119

122

V

18

27

41

44

45

48

61

65

 

77

96

100

101

112

117

125

127

VI

7

8

9

14

25

31

39

58

 

75

82

85

87

95

110

111

121

VII

1

36

43

55

68

71

73

76

 

81

84

94

97

102

107

109

124

VIII

13

21

23

26

29

42

46

49

 

67

70

80

91

92

98

103

126

 

Расшифровка
I. Авторитарный
13-16 баллов - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 баллов - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 баллов - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13-16 баллов - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 баллов - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13-16 баллов - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12 баллов - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
-8 баллов - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 баллов - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 баллов - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 баллов - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 баллов - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12 баллов - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 баллов - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 баллов - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 баллов - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 баллов - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 баллов - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 баллов - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 баллов - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 баллов - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоционвальное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.


Задание 3. Упражнение «Умение слушать».
Источник. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006.


Назначение. Это психогимнастическое упражнение позволяет выявить факторы, влияющие на успешность приема и передачи информации, обнаружить типичные ошибки.
Инструкция. Все члены группы - участники объединяются в пары, располагаясь по кругу, и получают от преподавателя (ведущего) следующую инструкцию: «Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше всего - пусть это будет история с законченным сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по три минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда - для второго».
Участники группы рассказывают друг другу свои истории, а затем получают опять инструкцию: «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».
После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и ведущий предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа ведущий обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее первоначально, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть, появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?»
Задание 4. Упражнение «Умение устанавливать контакт».
Источник. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006.
Назначение. Это психогимнастическое упражнение позволяет осознать разнообразные невербальные средства установления контакта и проверить, потренировать свои возможности. Участники могут понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние в котором он находится.
Инструкция. Все члены группы - участники садятся по кругу. Ведущий (преподаватель) дает инструкцию: «Пусть кто-нибудь (кто именно, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека»
Ведущий спрашивает группу о том, кто хотел бы первым начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.
Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем - каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.
При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствием) вступить в контакт.


Задание 5. Упражнение «Умение устанавливать контакт».
Источник. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2006.


Назначение. Это упражнение позволяет выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при этом.
В процессе упражнения возможна организации видеосъемки с последующим просмотром и анализом.
Инструкция. Все члены группы - участники садятся по кругу. Ведущий (преподаватель) дает инструкцию: «Сейчас 5 или 6 человек, покинут аудиторию и будут входить по очереди, когда их пригласят. Один из присутствующих выслушает текст с целью его дальнейшего пересказа, остальные студенты - эксперты, будут наблюдать за происходящим, делая заметки».
С этого момента может начаться видеозапись. Ведущий зачитывает текст, предварительно еще раз напомнив студенту о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Затем ведущий последовательно приглашает студентов, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, ведущий задает вопрос «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видео съемка прекращается.
Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
При обсуждении упражнения проводится анализ передаваемой информации от участника к участнику, можно выделить три типа ошибок, характерных дли передачи сообщений: а) утрата, б) искажение, в) дополнение. Затем участники смотрят видеозапись выделяя допущенные ошибки. Этап просмотра может быть очень дробным, если ошибок много.
Упражнение дает большой поучительный материал, ошибки легко дифференцируются и вызывают комментарии.

Темы рефератов


1. Общение: его сущность, функции и роль в психической жизни человека.
2. Виды общения и их характеристики.
3. Деловое общение и его виды.
4. Коммуникативная сторона общения.
5. Коммуникативные барьеры.
6. Невербальное общение, его виды и функции.
7. Интерактивная сторона общения: типологии взаимодействия.
8. Манипулятивное взаимодействие и противостояние манипуляциям.
9. Нейролингвистическое программирование, возможности его применения в общении.
10. Перцептивная сторона общения: этапы и функции социальной перцепции.
11. Механизмы социальной перцепции.
Источник: Психология: учебное пособие / И. Н. Пашковская, Е. Ю. Шемякина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 107 с